О трех Основах Пути. Продолжение

Существует четыре обоснования того, что Будда является подходящим объектом Прибежища.

Первое обоснование: Будда сам освободился от омрачений, от сансары. Оставаясь в сансаре, он не смог бы нас защитить. Представьте, что вы тонете в болоте, а другой человек, пытающийся вам помочь, сам увяз в этом болоте. Как он может вам помочь?

Поэтому вы должны обращаться за помощью к тому, кто находится за пределами трясины, то есть к Будде. В этом же примере косвенным образом указывается, что мирские божества – неподходящие объекты, чтобы принимать в них Прибежище, поскольку они несвободны от сансары и тонут в болоте так же, как и вы.

Второе обоснование: Будда обладает великим состраданием. Если бы Будда был лишен сострадания, все наши мольбы к нему о помощи были бы бесполезны, безответны. Представьте: вы увязли в трясине и умоляете стоящего неподалеку, на твердой земле, человека спасти вас, а тот, не имея сострадания, отвечает вам: “Я очень занят. Я потом приду”, и уходит. Напротив, о сострадании Будды говорится, что оно безгранично, что он любит нас, заботится о нас больше, чем о самом себе. Еще когда он был Бодхисаттвой, то заботился о нас больше, чем о себе; теперь же, когда он стал Буддой, его возможности помогать нам необычайно возросли.

Третье обоснование: Будда обладает силой, чтобы нам помочь. С нашей стороны требуется вера, а с его стороны требуется сила, и он обладает этой силой в полной мере. Одной только силы со стороны Будды недостаточно для нашей защиты, мы должны верить в него, только тогда Будда может применить к нам свою силу и защитить нас. Вера подобна крюку. Могущество Будды тоже подобно крюку. Когда эти два крюка встречаются и зацепляются друг за друга, тогда начинает работать механизм защиты – Прибежище. Если же ваш ум не имеет веры, значит, крюку Будды в нем не за что зацепиться, и он не может ничем вам помочь. Будда сам говорил: “Для любого человека, испытывающего сильнейшую веру в меня, я всегда буду присутствовать прямо перед ним. Я могу спуститься даже в ад и освободить человека оттуда, если он питает сильную веру в меня”.

Четвертое обоснование: в уме Будды равное отношение ко всем живым существам.

Если бы Будда любил своих друзей и не жаловал своих врагов, то есть обладал предвзятым умом, он помогал бы вам лишь до тех пор, пока вы доставляли бы ему удовольствие. Но Будда не такой, как нынешние президенты: он не возводит вас в ранг премьер-министра, если вы полезны ему, и не отправляет вас в отставку, если вы становитесь бесполезны. Если какой-либо человек начнет гладить одну руку Будды, натирать ее маслами, благовониями, восхвалять его достоинства, а с другой стороны другой человек будет резать и рубить Будде вторую руку, ругать и поносить его при этом, – оба эти человека получат равное сострадание Будды, без всяких различий. После принятия вами Прибежища в Будде, он со своей стороны никогда от вас не откажется. Океаны могут высохнуть, горы могут разрушиться, Солнце может погаснуть, но Три Драгоценности никогда вас не обманут.

 

 

© перевод лекции Геше Тинлея

 

24.12.13
11
0 ответов
Опубликовать в социальных сетях

Рекомендуем личную консультацию

Джалус

Эмчи-лама (доктор тибетской медицины), парапсихолог и целитель. ༒ Для помощи в разрешении трудностей разного рода применяю тибетские ритуалы, направленные на гармонизацию различных сфер жизни, Рэйки, гадание, психологическую поддержку. . Диагности Узнать подробнее
Посмотреть всех экспертов из раздела Религия > Буддизм


Комментариев пока нет