Мировоззрение... или как изменить жизнь?

В мировой практике мировоззрением принять считать совокупность взглядов, оценок, принципов и образных представлений, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека. А также – жизненные позиции, поведение и действия людей. Оно исторически конкретно и вырастает на почве культуры своего времени и вместе с ней претерпевает серьезные изменения.

Как система оно включает в себя ряд компонентов: представленная для определенного времени истина (земля плоская и базируется на трех слонах и черепахе), ценности, понятие добра и зла. К тому же… В выработке мировоззрения конкретного человека участвуют не только наш разум, но и наши чувства. Это значит, что мировоззрение включает в себя как бы два среза – интеллектуальный и эмоциональный.

Эмоционально-психологическая сторона мировоззрения представлена мироощущением и мировосприятием, а интеллектуальная – миропониманием. Особенностью нашего времени является фрагментарность в мировоззрении людей и конкретно взятого индивида. Мы все стараемся классифицировать и «расставить по полочкам». С младенчества мы усваиваем, что мир включает в себя маму, папу, родных, игрушки, комнаты, бутылочки и другие вещи. Подрастая мир вокруг нас расширяется и количество его составляющих увеличивается. Но все это воспринимается и усваивается фрагментарно, т.е. по кусочкам из которых состоит пазл.

Проведем маленький эксперимент. Посмотрите на стол. Что здесь? Запишите это. «________________________________________________».

А Вы описали: пол и комнату, где он стоит; предметы, которые на нем лежат; какой это стол (письменный, столовый, журнальный); освещение и многое другое, что охватывает Ваше зрение, когда Вы смотрите на стол? Вот так и получается, сказано посмотреть на стол, мы и воспринимаем и описываем только стол. А весь интерьер и всё, что связано со столом, упускаем. Упускаем, не только то, что видим, но и то, что чувствуем: температуру в комнате, голодны мы или нет, бодры мы или нет, свое отношение к этому месту, воспоминания или мечтания связанные с ним и многое другое.

С момента как мы начинаем учиться в школе фрагментарность в восприятии мира и формировании мировоззрения усиливается. Мы изучаем языки в отрыве от культуры, математику, физику, химию, биологию не взаимосвязано, а отдельно и каждый учитель старается нам внушить, что его предмет самый важный. Мы все глубже и глубже погружаемся в материальную составляющую нашего мира. И я не зря сделала акцент на слове составляющая. Ведь каждый из нас знает, что помимо материальных благ есть еще и не материальные (благополучие в семье, наслаждение природой, творениями искусства – просто духовная часть) –просто нам некогда об этом думать – необходимо заработать как можно больше денег и приобрести как можно материальных благ (большинство из которых нам и не надо вовсе). Гоняясь за богатством и властью, мы начинаем делить людей: на богатых и бедных, на простых рабочих и сильных мира сего, на мужчин и женщин, на брюнетов, блондинов и шатенов, на семейных и одиноких, на добрых и злых, относим их к различным типам. «Детки начальничков», «Да он меланхолик, к тому же пессимист», «Ботаник», «Девушка легкого поведения», «Гот» и т.д., и т.п. По аналогии себя мы тоже относим к тем или иным категориям: бедняк, рабочий, начальник, реалист – тем самым самостоятельно определяем себе место в жизни и способы получения желаемого.

Мне часто приходится слышать от своих клиентов: «Я реально смотрю на вещи и знаю, что получить все, что я хочу можно, но слишком сложно. На это необходимо много денег и времени, а мне уже … лет. А счастливо жить – это не про меня». И сказать прямо, что Ваши мысли определяют вашу жизнь — я не имею права… Так давайте вместе проанализируем это высказывание и проследим основные взгляды, оценки, принципы и образные представления, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем данного человека, а также – жизненные позиции и его программы поведения. 

  • «Я реально смотрю на вещи» – человек оценивает себя как реалиста адекватно соизмеряющего свои желания и возможности;
  • «и знаю» четко знающий на что он способен и что ему дозволительно; 
  • «…необходимо много денег и времени…» – данная фраза говорит нам о том, что этот человек обладает материалистическим мировоззрением с достаточно большим количеством внутренних ограничений засевших в подсознании еще с раннего детства. («Мама купи игрушку» — «У меня нет денег!»… Всё! Готово ограничение. Ответь мама иначе: «Хорошо, мы купим с тобой эту игрушку сразу же, как мне выплатят зарплату» – и данных ограничений было бы намного меньше);
  • «…а мне уже … лет» – и данное ограничение человек усвоил в процессе взросления. Перевести это ограничение не сложно: «а мне уже» значит, что изменить что-то в жизни можно в молодости ну скажем лет до 35 – 40 после уже поздно, жизнь еще не закончилась, но уже приближается к финалу. Более подробно об ограничениях и запретах мешающих нам жить счастливо мы поговорим в блоге «Почему я бедный? или запреты внутри нас…». Продолжим?...
  • «А счастливо жить – это не про меня» — дана фраза четко характеризует, что человек уже давно определил себе место неудачника, которому надо день напролет работать, чтобы хоть что-то получить от этой жизни.

Вы, как вдумчивый человек, наверняка уже задались вопросом: «Ну знаем мы теперь характеристику мировоззрения этого человека и что этому человеку с ним делать, если он хочет обрести свободу и получать желаемое без лишних затрат?». Ответ прост и банален – ему стоит начать трансформировать мировоззрение… на базовом уровне, развивать его целостность.

Обрести свободу и желаемое легко! Перед сном проанализируйте прошедший день (желательно заведите дневник, и каждый вечер, на протяжении хотя бы 42 дней, записывайте в него ответы на вопросы и свои мысли) по следующему алгоритму:

1. Как прошло мое пробуждение? (понравилось ли оно мне?)

2. Какие места посещены мной? Какие дела мной сделаны и по какой причине? Какие результаты принесут мне в будущем сделанные дела или, какие плоды это уже дало?

3. Что я чувствую сейчас? (жажду, голод, холод, усталость).

4. Как моё утреннее пробуждение связано с успешностью всех действий прожитого дня?

Уже к концу второй недели Вы начнете отмечать закономерности Вашей жизни. А также Ваше мировосприятие начнет трансформироваться и появится ощущение, что многое зависит от ощущения себя утром в момент пробуждения. Но лучше проверьте это на собственном опыте – ведь Ваш опыт будет уникален. И еще…

Навсегда

перестаньте сравнивать себя и свою жизнь с другими людьми.

Ведь Вы уникальны!

Опубликовать в социальных сетях

Рекомендуем личную консультацию

Суздалева Елена

Доброй встречи! Меня зовут Елена, я практикующий семейный психолог. Область специализации одиночество, одиночество даже в кругу родных. Пишите. Вместе мы сможем превратить любую Вашу проблему в Ваш успех!
Посмотреть всех экспертов из раздела Психология > Самопознание и развитие


Комментарии

Спасибо! В начале года очень актуально еще раз обо всем этом подумать )))) +1
03.01.14

Отличный способ понаблюдать. Спасибо! 

04.01.14

Интересный подход.Многие об изменении сценариев пишут, но у вас  вас есть в этом вопросе свое. +1

04.01.14

Это верно, сравнивать себя можно только с самим собой, и если ты сегодняшний нравишься себе больше вчерашнего, значит всё ок!!!

 Прекрасный дебют!

04.01.14

Да, отлично, Елена!

Я может слегка уведу в сторону, или расширю Вашу тему: совсем недавно посмотрел чудесное видео, я позволю себе дать ссылку — продублировал его у себя в блоге:

http://nik-alex.livejournal.com/732205.html

 

Просто посмотрите — это воспоминания специалиста о собственном инсульте, который практически ликвидировал ее левое полушарие на время. Вот эта фрагментарность восприятия — как раз заслуга развивающегося у ребенка левого полушария. А целостность — это врожденное восприятие, которое поддерживается правым полушарием. 

Наша цивилизация левополушарна, отсюда и множество проблем с мировоззрением. Таких проблем нет у множества людей, населяющих Африку или джунгли Южной Америки, или Крайний Север... 

Я к тому, что Вы предлагаете и дальше левополушарное решение вопроса — то есть ментальную проработку текущего опыта — это на самом деле отлично. Но не будет работать без периодического отключения этой бесконечной аналитики и включения чистых эмоций, а это уже выходит за рамки вербальных техник.

04.01.14

Первый блин отнюдь не комом, поздравляю с почином.

05.01.14

Отлично!!!"+1"

05.01.14

Идеальному члену нашего общества ( потребителю) не трудно, а невозможно обрести то, чего он хочет, и вот почему. Идеология диктует ему сверхпотребление. Добиться его имеющимися инструментами средний гражданин не может в принципе.

Поэтому ему стоит либо сменить парадигму ( «Не в  деньгах счастье»), либо продлажать погружаться в «коучинг» до полного распада личности

В зависимости от личных наклонностей психотерапевт предлагает пациенту первый или второй путь.

Но в любом случае для себя полезно знать реальную расстановку социально- экономических возможностей в нашем обществе.

Исходя из чего становится ясно, что любить свою жену под силу всем. Стать олигархом- нет. Это и есть интегрирующий момент учения об успехе.

 

05.01.14

Насчет уникальности, согласна… А почему психолог не имеет права сказать человеку, что он сам создаёт свою жизнь своими мыслями (мировоззрением, мироощущением, мировосприятием) и своими же действиями, которые напрямую зависят от мыслей и т.д.? Я думаю — вполне возможно, даже нужно… Иначе непонятно, почему одному всё удаётся, а другому — нет...

05.01.14
Сейчас на сайте

Согласна с вашими мыслями и очень понравилась тема, и всё же моё мнение — не пытаться изменить жизнь, а может надо менять себя?

06.01.14

актуальная тема всегда. +1

06.01.14

Навсегда

перестаньте сравнивать себя и свою жизнь с другими людьми.

Ведь Вы уникальны!

Нетсравнивай… живуший не сравним!!

СПАСИБО ЧТО НАПОМНИЛИ!

06.01.14

Совершенно верно! Каждый из нас уникален! 

Если человек начинает себя сравнивать — он сбивает настройки,

как у радио и оно начинает трещать.

Благодарю! Замечательный блог!

От меня ++++++++++++++

06.01.14

Спасибо! Хорошая тема! Поздравляю с дебютом! Успехов в работе и всего наилучшего!

06.01.14

Спасибо… что ж многим стоит попробовать...

06.01.14

Интересная тема.Есть над чем подумать.Спасибо!

06.01.14

Спасибо! перед сном всегда анализирую — очень полезная штука:)+1

07.01.14

Благодарю Вас! +1

07.01.14

Мне понравилось!!! + 1

07.01.14
Сейчас на сайте

Спасибо!

07.01.14

Спасибо!+1

07.01.14

Тема — очередное подтверждение тому, что мысль материальна. Как представил, так и будет. Людям об этом говорить надо постоянно.Работа у нас такая:)

 Теме +

07.01.14

Елена, спасибо за статью. Человек за свою жизнь часто имеет дело с самоопределением и идентифицирует себя с той или иной группой, но важно, чтобы запреты не мешали жить.  Конечно, установки детства можно признать решающими в формировании мировоззрения. +++ от меня.

07.01.14

спасибо +1

07.01.14

Елена, замечательная статья! Получила огромное удовольствие от прочтения.

Очень живо, динамично и реалистично! Я очень рада, что есть специалисты, и их становится все больше, которые не фиксируются только на решении проблем, а стремяться подвести человека к потенциалу неограниченных возможностей и использованию сокрытых в нем ресурсов.

Вы описали здесь очень важные вещи. К сожалению, очень небольшая горстка людей осмеливается выйти за пределы своих ограничивающих убеждений и верований. К счастью, такие люди все же есть.

Успехов вам и больших профессиональных достижений!

07.01.14

согласна  с мыслью  проскользнувшей меж строк, что полезно выходить за собственные границы (потеря шаблонов, стереотипов или иррациональных установок). однако мировоззрение это и есть отражение личности, и если всех «делать» успешными да богатыми — не будет ли это данью стирания уникальности.

спасибо за арзмышления. +1

07.01.14

Спасибо! Отличная проба пера. Теперь буду ждать следующих ваших статей!

07.01.14

Понравилась тема, спасибо!

09.01.14

Замечательный материал +1 Спасибо Елена!

С Рождеством всех коллег и давайте больше узнавать друг — друга через блоги))) общаться, общаться и еще раз общаться!

09.01.14

Отличная тема, есть над чем подумать. Вот только почему считается, что школьное образование усиливает фрагментарность? Всегда школьные предметы комплектовались, чтобы образовать систему — тривиум, квадривиум и т.д. Сейчас тоже есть концепция, где все подчинено формированию единой картины мира. Это у первобытного человека картина мира включала только личный опыт, значит была не просто фрагментарной, но еще и примитивной. 

Неужели мы так уж изначально уникальны? Понятно, что человека можно рассматривать как индивидуальность, но намного больше относится к личности. И потом как не сравнивать себя и свою жизнь с другими людьми? Такое разве возможно? Разве что в каком-то определеном узком смысле. В каком? «А делать жизнь с кого?». Без сравнения никак нельзя: «Лишь отнесясь к человеку Павлу как к себе подобному, человек Петр начинает относиться к самому себе как к человеку». Это не значит, что сравнивая, нужно стремиться тупо копировать, но учитывать различия и сходства полезно.  

А по поводу легкости обретения желаемого мне очень понравился комментарий Петровой Ирины Евгеньевны, особенно: "… продолжать погружаться в «коучинг» до полного распада личности..." и про полезность знания реальной расстановки возможностей. В общем, полностью. Отлично +1 блогу!

 

10.01.14

Это поможет тем — кто ищет себя....+1

10.01.14

спасибо +1

10.01.14

+1 Хоршо для самопознания

13.01.14
Сейчас на сайте

Отлично!

20.01.14

Всегда важная тема, заставляет задуматься.

+1

20.01.14

Да, чтобы обрести свободу счастливого человека, важно избавится от мышления неудачника. Интересная статья +1

25.01.14