Основное в философии буддизма – это отречение, бодхичитта и правильное воззрение. Когда в вашем сердце возникнет отречение, вы естественным образом перестанете совершать множество вредоносных поступков. Когда в вашем сердце зародится бодхичитта, вы непроизвольно начнете совершать много благих действий.
Когда вы обретете правильное воззрение, то есть познаете пустоту, все омрачения полностью исчезнут из вашего сознания, и тогда все действия ваших тела, речии ума станут безупречными, свободными от каких-либо изъянов. Благодаря этому вы достигнете состояния полного, совершенного счастья. Именно с этой целью сегодня мы говорим о трех основах пути.
Для развития отречения необходимо размышлять над четырьмя благородными истинами. Первая благородная истина – это истина о страдании, о порочности, ущербности сансары.
Не размышляя над природой страдания, присущей сансаре, вы не сможете породить в себе отречения и продолжите искать счастья в сансаре. В настоящее время мы переполнены желаниями и думаем, что, получив какой-либо внешний объект, мы обретем счастье. Проверьте свои желания и вы поймете, что ищете счастья именно в сансаре. В буддизме считается, что объекты ваших желаний избавляют вас от одних страданий, но вместе с тем становятся причинами других страданий, поэтому настоящего счастья они вам дать не могут.
Буддизм делит страдание на три группы: три вида страдания, восемь видов страдания и шесть видов страдания. Я уже объяснил вам три вида и восемь видов страдания, а сегодня мы поговорим о шести видах страдания.
Человек, не знающий о природе страдания сансары, даже небольшие свои трудности считает ужасными. Человек, знающий о множестве разных страданий сансары, даже если ногу потеряет, скажет: “Это не так страшно. Есть другие люди – безногие, безрукие, испытывающие тяжелые муки от болезней, – вот их действительно нужно пожалеть. А мое страдание небольшое, только телу неудобно, зато ум – спокоен. Когда-то я создал нехорошую карму, и поэтому у меня такой результат. Теперь моя плохая карма очистилась, и я могу спокойно заниматься практикой”. Чем больше вы знаете о страдании, тем сильнее становится ваш ум, и тогда новые страдания в вашей жизни не кажутся вам слишком тяжелыми.