О трех Основах Пути. Продолжение - блог №906435

В буддизме говорится, что в самом страдании нет ничего хорошего, но если вы научитесь правильно его использовать, то откроете в нем много преимуществ. Страдание помогает вам развить в себе отречение: если вы не страдаете, вам трудно освободиться от привязанностей. Страдание лечит вас от гордыни, от высокомерия, вы становитесь смиренными. К примеру, если вы бизнесмен и ваш бизнес очень прибыльный, выначинаете задирать нос от ощущения собственного могущества. Или, допустим, вы занимаете высокий пост в правительстве и уже не способны услышать слова бедных людей.

 Но когда вы скатываетесь с высокого поста, в вашей жизни и в вашем уме становится больше спокойствия, вы начинаете различать голоса других людей, слышать, о чем они говорят. Поэтому страдания ставят вас на землю, а временное мирское счастье заставляет вас парить в облаках. Также ваше страдание помогает вам почувствовать сострадание к другим, то есть у вас может появиться желание: “Пусть другие люди освободятся от своих страданий”, и это очень важно. Не со всеми, конечно, такое происходит. Однако люди, умеющие правильно использовать свои собственные страдания, способны стать сострадательнее и перестать накапливать негативную карму.

Это учение относится к разделу учения о тренировке ума, или по-тибетски ло-джонг. Оно говорит об использовании неблагоприятных условий на пути – например, страдания, – когда благодаря им вы развиваете в себе отречение от сансары, сострадательность, очищаетесь от негативной кармы. Если страдающий человек не знает Дхармы, он замыкается на себе и говорит: “Ужас, кошмар! Только я страдаю, все остальные счастливы. Мне никто не помогает, я такой несчастный. Даже Бог мне не помогает, а остальные люди такие плохие, черствые”. И тогда у него появляется злость на окружающих и возникают уже такие мысли: “Наверное, я страдаю, потому что кто-то мне что-то нехорошее сделал. Или мои родители неправильно меня воспитали, или чего-то мне в детстве недодали”.

Таким образом, этот человек постоянно винит в своих несчастьях окружающих и тем самым увеличивает свои страдания, его ум становится вдвойне несчастен. Кроме того, если у вас в сознании нет Дхармы, то при виде счастья других людей у вас возникает зависть, ревность: “Почему у них есть счастье, а у меня нет?”

Подобный образ мышления и жизни называется противоречащим Дхарме. Пусть вы считаете себя буддистом и учеником Геше Тинлея, если вы живете с такими мыслями, значит, вы никакой практикой Дхармы не занимаетесь, а просто играете в практику. Когда у вас проблемы или вы страдаете, думайте так: “Это страдание – благословение моего духовного наставника. Если бы я не испытывал эти временные страдания, то забыл бы о практике Дхармы. Мой духовный наставник напоминает мне: “Будь осторожен, ты находишься в сансаре, а сансара по природе своей есть страдание”. Это страдание напоминает мне, что если я не хочу страдать, то не должен создавать причины для страдания, то есть не создавать негативной кармы. Кроме того, мое страдание очень мало по сравнению со страданиями множества других живых существ. Эти живые существа, мои матери, страдают во много раз сильнее, чем я. Да освободятся они от своих страданий”. Встречая своих соседей, которые радуются своим успехам в жизни, вы уже знаете, что сансара по природе своей есть страдание, и понимаете: “Мои соседи будут счастливы недолго, вскоре к ним снова придут страдания. Сегодня они счастливы, и это хорошо, пусть они всегда будут так счастливы, пусть они полностью освободятся от сансары”. Вы почувствуете к ним сильное сострадание, даже если они будут веселиться, пить водку и танцевать: “Их счастье временно, обманчиво. Пусть они обретут истинное счастье – полную свободу от омрачений”.

 

 

© перевод лекции Геше Тинлея

 

11.01.14
235
0 ответов
Опубликовать в социальных сетях

Рекомендуем личную консультацию

Джалус

Модератор. ༁
Посмотреть всех экспертов из раздела Религия > Буддизм


Комментариев пока нет
Пользуйтесь нашим приложением Доступно на Google Play Загрузите в App Store