О трех Основах Пути. Продолжение

Практика нравственности очень важна, ее высший уровень – когда постоянным свидетелем всех ваших действий является закон кармы. Смотрят ли на вас люди или нет – это не имеет никакого значения. Мы совершаем многие поступки, оглядываясь на мнение других людей, то есть как бы делаем их свидетелями. Например, если к вам в гости приходит какой-то крутой бизнесмен или высокопоставленный чиновник, ваше поведение сразу же меняется: вы очень вежливы, обходительны с ним. Это влияние мирской дхармы.

Вы можете быть очень добры и любезны как с министрами и бизнесменами, так и с самыми бедными людьми; ваше поведение должно быть равностным по отношению ко всем людям, вне зависимости от их социального положения. Если такое поведение, основанное на знании закона кармы, естественно для вас, то вы обладаете настоящей нравственностью и трудностей у вас не будет. Если же вы будете насильно заставлять себя: “Ты должен действовать так”, – вам будет очень трудно. Размышляйте снова и снова о карме, о механизме ее действия, и тогда постепенно вы поймете: действительно, надо себя вести себя именно так, а не иначе.

Сказано, что у последователей Ламы Цонкапы внешнее поведение должно быть смиренным, как у практиков Хинаяны. Последователи Хинаяны уделяют много внимания практике нравственности, их поведение крайне скромно, они делают упор на непричинении вреда. Это очень хорошо. Махаянский практик должен иметь в себе эти качества и даже в более совершенном виде, чем хинаянский, – это называется союзом Хинаяны и Махаяны. Считая себя последователем Махаяны, вы не имеете права смотреть свысока на практиков Хинаяны и презирать их, говорить, что их учение ниже и хуже, – тем самым вы падаете, совершаете отказ от Дхармы. Это очень тяжелая негативная карма. Кроме того, гордиться своей тантрической практикой и принижать значение сутры тоже очень опасно.

Вы должны сочетать обе эти практики, потому что это части учения Будды. Как говорил Атиша: “Все эти практики проповеданы Буддой для того, чтобы человек с их помощью достиг состояния будды”. Внутренне же последователи Ламы Цонкапы должны быть очень богаты бодхичиттой, их сердце должно быть очень добрым и сострадательным. И, наконец,  втайне они должны практиковать тантру. Не нужно афишировать, что вы практик тантры, иначе внутренне ваша практика становится эгоцентризмом, то есть вы думаете только о себе. Это ошибка. Посмотрите на себя внимательно и поймете, что одну-две подобных ошибки все мы совершаем.

На основе обучения нравственности практикующий переходит к обучению концентрации, то есть развивает шаматху. Практика нравственности подобна основе; если же у вас не будет земли, где и как вы сможете вырастить красивые деревья? И, наконец, третий вид обучения – обучение мудрости. С помощью шаматхи вы сможете познать пустоту очень ясно, а без шаматхи, без безмятежности ваш ум постоянно будет в движении и вам трудно будет постичь пустоту. К примеру, темной ветреной ночью пламя светильника колышется под порывами ветра, и если вы, сидя рядом с этим светильником, пытаетесь читать книгу, то не сможете как следует разглядеть букв. Если же пламя горит ровно, вам легко читать.

Без помощи шаматхи трудно развить в себе мудрость, которая является познанием пустоты, а с помощью шаматхи вам будет легко породить в себе випашьяну. Последовательно размышляя над четырьмя благородными истинами, вы в итоге ощутите желание: “Да освобожусь я от сансары и да достигну я освобождения”. Также вы поймете, что ваше освобождение не есть что-то внешнее – напротив, оно находится внутри вас.

 

 

© перевод лекции Геше Тинлея

16.01.14
8
0 ответов
Опубликовать в социальных сетях

Рекомендуем личную консультацию

Джалус

Эмчи-лама (доктор тибетской медицины), парапсихолог и целитель. ༒ Для помощи в разрешении трудностей разного рода применяю тибетские ритуалы, направленные на гармонизацию различных сфер жизни, Рэйки, гадание, психологическую поддержку. . Диагности Узнать подробнее
Посмотреть всех экспертов из раздела Религия > Буддизм


Комментариев пока нет