О трех Основах Пути. Продолжение - блог №915612

Теперь о бодхичитте. В коренном тексте Ламы Цонкапы “Три основы пути” говорится следующее: “Не сопряженное с чистой бодхичиттой, это отречение не станет причиной достижения неописуемого блаженства непревзойденного просветления. Поэтому мудрые должны породить в себе наивысшую мысль о просветлении”. Учение о бодхичитте также объясняется в двух частях. Первая часть – причина, по которой необходимо породить в себе бодхичитту, и вторая часть– способ породить в себе бодхичитту.

Говорится, что даже самое чистое отречение, не будучи сопряжено с бодхичиттой, не станет причиной для достижения просветления. Если помимо отречения у вас есть прямое познание пустоты, но отсутствует бодхичитта, ваши реализации не станут причиной для достижения состояния будды. Сколько бы вы ни медитировали, хоть тысячу лет подряд, вы сможете достичь только освобождения от сансары, но состояние будды останется для вас недостижимым.

Освобождение от сансары – это нирвана. Различают два ее вида: первый – простое освобождение от сансары, второй – достижение состояния будды, то есть реализация всего своего потенциала. Ум, полностью свободный от всех омрачений, еще не является состоянием будды. Имея такое состояние ума, вы еще не способны принести благо множеству живых существ. Да, вы стали совершенно безвредным существом, но пока не обладаете силой для оказания помощи всем живым существам. Состояние будды это не просто ум, полностью свободный от всех омрачений, но и ум, в котором реализован весь его благой потенциал, – только это состояние дает возможность помогать множеству живых существ.

Многие великие мастера прошлого говорили: “Когда множество добрых матерей-живых существ страдает в сансаре, какой смысл в достижении одним человеком состояния освобождения?” Поэтому мы должны стремиться достичь состояния будды, чтобы принести благо всем живым существам. Даже тем, кто хорошо усвоил четыре благородные истины, все-таки грозит опасность: они могут увлечься желанием достичь лишь собственного освобождения. Этот способ, как утверждали многие великие мастера древности, является весьма неискусным.

Допустим, все члены вашей семьи ужасно страдают от какой-то болезни, а вы – единственный здоровый человек – убегаете прочь из дома. То же самое можно сказать о желании человека достичь лишь собственного освобождения, в то время как все остальные живые существа – его матери – страдают в сансаре.

Мудрый ребенок, чтобы вылечить всех своих родственников от болезни, хочет стать врачом. Дети благородной семьи стремятся достичь состояния будды, чтобы жизнь за жизнью действовать во благо живым существам, излечивая их от болезни омрачений. Это и есть мотивация бодхичитты. Если она отсутствует, состояния будды достичь невозможно. Такова причина, по которой всем нам нужно развить в себе бодхичитту.

 

 

 

© перевод лекции Геше Тинлея

17.01.14
214
0 ответов
Опубликовать в социальных сетях

Рекомендуем личную консультацию

Джалус

Модератор. ༁
Посмотреть всех экспертов из раздела Религия > Буддизм


Комментариев пока нет
Пользуйтесь нашим приложением Доступно на Google Play Загрузите в App Store