О трех Основах Пути. Продолжение

Если вы размышляете над страданиями других живых существ, но не ощущаете особую связь, существующую между вами, ваше сострадание не будет сильным. Например, размышляя о страданиях вашей доброй мамы, которая заботилась о вас, и о страданиях совсем незнакомого вам человека, вы будете чувствовать к ним весьма разное сострадание.

Вы знаете, какая связь существует между вами и вашей мамой, помните, как она была добра, заботилась о вас, вы постоянно ощущаете сильную близость к своей матери. Вам достаточно задуматься о ее страданиях, о каких-то двух-трех мелочах, и у вас появится сильное, глубокое сострадание к ней. С незнакомцем же вы никакой связи не чувствуете, он для вас всего лишь какой-то человек, один из множества.

Сколько бы вы ни размышляли о его страданиях, они будут для вас несколько абстрактны, и сильного сострадания вы не сможете ощутить. Это психологический механизм, именно так действует наш ум. Поэтому для развития великого сострадания ко всем живым существам нам важно, в первую очередь, развить в себе любовь ко всем живым существам.

Чем сильнее вы полюбите живых существ, тем сильнее будет ваше сострадание к ним, поскольку, услышав о малейшем страдании тех, кого вы любите, вы моментально чувствуете желание, чтобы они освободились от этого страдания. Сильная и чистая любовь ко всем живым существам есть результат понимания доброты живых существ: чем глубже вы понимаете, как они к вам добры, тем больше становится ваша любовь к ним. В данном случае любовь – это не привязанность, но желание, чтобы все люди всегда были счастливы. Такое желание – надежный фундамент, хорошая основа.

В настоящий момент мы, конечно же, испытываем любовь и сострадание, но к очень узкому кругу людей. Если кто-то к вам добр, вы любите этого человека, если кто-то причинит вам малейший вред, вы сразу же перестанете любить этого человека. Наша обычная любовь – незрелая любовь, наши чувства постоянно меняются. Например, в прошлом году вы любили какое-то живое существо, а в этом году вы его уже не любите и даже ненавидите. В прошлом году вы со слезами молились: “Пусть этот человек скорее освободится от своих страданий”, вас переполняло сострадание к нему, а в этом году вы думаете: “Пусть он страдает”.

Переменчивость чувств свойственна не только русским людям, это общесансарическое явление. Тибетцы, американцы и вообще все живые существа склонны испытывать именно такие чувства, потому что их любовь и сострадание основаны на очень ограниченной философии, на принципах эгоцентризма. Чтобы породить в себе великое сострадание и бодхичитту, мы должны изменить эти принципы, наш ум должен вырасти и стать мудрым, то есть способным воспринимать гораздо глубже те вещи, которые нам являются.

 

 

 

© перевод лекции Геше Тинлея

19.01.14
5
0 ответов
Опубликовать в социальных сетях

Рекомендуем личную консультацию

Джалус

Эмчи-лама (доктор тибетской медицины), парапсихолог и целитель. ༒ Для помощи в разрешении трудностей разного рода применяю тибетские ритуалы, направленные на гармонизацию различных сфер жизни, Рэйки, гадание, психологическую поддержку. . Диагности Узнать подробнее
Посмотреть всех экспертов из раздела Религия > Буддизм


Комментариев пока нет