Поскольку люди не понимают, какова реальная ситуация, они ругаются и говорят друг другу обидные слова. Все вы, присутствующие на лекции, когда-то были друг для друга родителями и детьми, вас связывали тесные семейные отношения, вы заботились и очень любили друг друга, были очень добры, а при расставании молились, чтобы в будущем встречаться вновь и вновь, быть вместе и помогать друг другу.В силу этой молитвы закон кармы собрал вас вместе в этом зале, но вы сидите здесь и не помните о прошлом, воспринимаете друг друга как совсем чужих людей. Вы относитесь друг к другу с подозрением и постоянно думаете: “Может быть, этот человек меня не любит”. Такова ваша нынешняя ситуация. Поэтому важно тренировать свой ум в бодхичитте, чтобы он становился мудрее. Когда ваш ум обретет бодхичитту, терпение само появится у вас, а гнев исчезнет из вашего сознания. Бодхичитта подобна нектару: она наполняет ваш ум, и гнев, подобный огню, не способен гореть, даже если присутствует много условий для его возникновения. Где есть гнев, там нет спокойствия в уме. Спокойствие есть в сознании того человека, у которого отсутствует гнев. Поэтому очень просто понять, что бодхичитта является источником спокойствия. Даже дикие звери чувствуют благотворную силу бодхичитты и сострадания и стараются подойти ближе к такому человеку.
Когда-то, в одной из своих предыдущих жизней, Будда Шакьямуни был бодхисаттвой – принцем Тиме Гендуном. Этот бодхисаттва с юного возраста был добрым и сострадательным, но ему всегда чего-то не хватало, что-то его мучило. Он постоянно говорил своему отцу-царю: “Я недоволен”, и отец, наконец, не выдержал: “В чем дело? Я все для тебя сделал, все тебе дал. Почему же ты недоволен? Чего тебе еще надо?” И тогда принц ответил: “Когда весь наш народ страдает, какой смысл в моем личном счастье? Я хочу, чтобы все были счастливы. Зачем мне одному множество изысканных яств и роскошной одежды, когда у некоторых людей нет ни куска хлеба, ни куска ткани, чтобы прикрыть свое тело? Если все живые существа несчастны, какой смысл в том, чтобы ты так усиленно заботился о моем счастье?” Тогда отец спросил: “Чего же ты хочешь?” И принц сказал: “Хочу, чтобы все были счастливы, хочу заниматься практикой даяния, щедрости. Только в этом случае я буду счастлив”. И царь позволил.
Слушайте эту историю с намерением понять ее смысл. Она дает вам урок: очень многие люди в России страдают, так есть ли смысл в вашем единоличном счастье, даже если вы очень богаты, имеете три машины, множество костюмов и галстуков?
Итак, принц занялся благотворительностью, и к нему начал валом валить народ. Всех приходящих принц одаривал пищей, тканями, раздал много своего имущества. Единственный наказ дал ему царь: “Можешь раздать людям все, но не отдавай им Драгоценность, исполняющую желания. Этот драгоценный камень – наше самое большое сокровище. Ты не только не должен никому его давать, но не смей даже прикасаться к нему”. Однажды к принцу издалека пришел старик и попросил: “Я слышал, вы занимаетесь благотворительностью, пожалуйста, дайте мне что-нибудь”. Принц ответил: “Проси, что хочешь, я с радостью тебе это поднесу”. Тогда старик сказал: “Я хочу Драгоценность, исполняющую желания”. Но принц возразил: “Я не могу, не имею права отдать ее, потому что отец не разрешил”. Старик сказал: “Если ты не дашь мне драгоценный камень, исполняющий желания, то мне больше ничего не надо и я ухожу глубоко несчастным. Я проделал долгий путь в надежде, что ты подаришь мне эту Драгоценность. Я даже не ел несколько дней, пока был в пути, и надеялся только на одно: когда прибуду к тебе, ты подаришь мне этот камень”. Старик ушел, но принц Тиме Гендун почувствовал настолько сильное сострадание к этому старику, что не смог вытерпеть, догнал его и сказал: “Пожалуйста, вернись”. Он отдал драгоценный камень, но сказал при этом: “Уходи отсюда быстрее. Если мой отец тебя поймает, он будет очень зол”. И старик исчез. Спустя несколько дней отец Тиме Гендуна узнал о том, что Драгоценности, исполняющей желания, во дворце больше нет. Царь очень разгневался на своего сына и даже решил казнить его, но царица-мать вместе с другими людьми стала умолять правителя не делать этого. Тогда царь сжалился и сказал: “Хорошо, я не казню его, но изгоняю из своего царства”.