О трех Основах Пути. Продолжение

В буддизме говорится, что у потока сознания нет начала. Почему? Утверждать: “Начала нет только потому, что я не могу этого понять”, – это догма, рождающая логическое противоречие: если ты чего-то не понимаешь, следовательно, этого не должно существовать. В действительности существует много вещей, которых мы понять пока не можем. Некоторые ученые легкомысленно утверждают, что чего-либо не существует лишь  потому, что они не могут понять этого. Это нелогично и свидетельствует только об ограниченности их ума. Если вы утверждаете, что чего-то не существует, у вас должны быть факты, подтверждающие правоту ваших слов.

Можно ли доказать, что у сознания нет начала? Если нечто является действующим феноменом, каким является наше сознание, то это нечто должно произойти от причины. Если же оно не зависит от причины, значит, оно постоянно и неизменно. Представим себе, что у сознания была такая первопричина, то есть было начало. Если самый первый момент сознания не зависит от причины, значит, он постоянен – с какой стати ему меняться? Тогда он является независимым, неизменным.

Однако все действующие объекты беспрерывно меняются, потому что зависят от других объектов. Если же самый первый момент сознания постоянен и неизменен, то он не может действовать, не может порождать последующий момент сознания, и тогда мы не можем утверждать, что наше сознание произошло от того самого первого момента. Следовательно, мы делаем вывод, что первый момент нашего сознания должен зависеть от предшествующей ему момента, и тогда “первый” момент уже не является первым.

Таким образом, этот процесс продолжается с безначальных времен, то есть у нашего сознания нет начала, потому что любой момент сознания зависит от предшествующего момента, и не может зависеть ни от чего другого, это логика.

В монастырских диспутах один монах спрашивает, почему у сознания нет начала, а другой отвечает: потому, что сознание зависит от причины. И этого достаточно. Далее возникает следующий вопрос: если сознание зависит от причины, обязательно ли ему быть безначальным?.. И так далее, не будем углубляться. Сейчас у нас мало времени, но все-таки диспут – вещь весьма полезная. Это особенная мудрость, которая еще сохранилась в нашем мире – мудрость ведения философских диспутов. В обычных университетах такой мудрости нет. Раньше многие люди из Бурятии, Калмыкии, Тувы, из России ходили учиться в Тибет, становились великими мастерами философии, получали титул геше. Много было в Тибете великих геше из этих регионов. Их ум был исполнен необычайной, великой мудрости.

Когда они возвращались на родину после своего обучения, то жили как простые люди, внешне смиренные, внутренне очень богатые. Они жили скромно и были всегда спокойны, от них нельзя было услышать ни единой жалобы. В наше время у людей есть пять машин, дом красивый, телефон мобильный, но пять минут поговоришь с ними и слышишь гнев и жалобы: того нет, этого нет.

В действительности, людям не обязательно иметь много игрушек, но зато по-настоящему необходима мудрость. Автомобиль – тоже детская игрушка. Самая дорогая иностранная машина или самая плохая русская машина – между ними нет особой разницы. В машине главное – это возможность ездить. Многие люди думают: “Нет машины – плохо, русская машина есть – тоже плохо”, им всегда что-нибудь мешает быть счастливыми.

Поэтому знайте, в нашей жизни самое важное – мудрость: куда бы вы с ней ни поехали – везде будет спокойно, счастливо. Вначале надо уменьшить свои привязанности: желаний меньше – ваших проблем меньше, желаний много – ваших проблем много. Это я стопроцентно, логически могу доказать.

Когда я был в Уфе, одна старая женщина, похожая на мусульманку, меня спросила: “Почему вы всегда смеетесь, выглядите таким счастливым?” Я сказал, что у меня желаний мало. Она послушала, как я рассказывал на лекции о желаниях, и говорит: “Вы правду сказали. Я поняла ваши мысли”.

 

 

© перевод лекции Геше Тинлея

21.01.14
8
0 ответов
Опубликовать в социальных сетях

Рекомендуем личную консультацию

Джалус

Эмчи-лама (доктор тибетской медицины), парапсихолог и целитель. ༒ Для помощи в разрешении трудностей разного рода применяю тибетские ритуалы, направленные на гармонизацию различных сфер жизни, Рэйки, гадание, психологическую поддержку. . Диагности Узнать подробнее
Посмотреть всех экспертов из раздела Религия > Буддизм


Комментариев пока нет