О трех Основах Пути. Продолжение

После осознания всех живых существ своими матерями вы должны освоить второй момент – памятование об их доброте к вам, это один из основных механизмов порождения добросердечия. Напротив, памятование о причиненном вам вреде – одна из основных причин гнева. Допустим, в какой-либо семье муж и жена больше и больше отчуждаются друг от друга и в итоге расстаются. Почему? Потому что в их памяти накапливается много воспоминаний о вреде, причиненном друг другу, и об ошибках, сделанных в отношении друг друга. При этом полностью вытесняются воспоминания о добре, которое они друг другу сделали. Нет нужды спрашивать психотерапевтов, вы можете сами осознать: основная причина развода – забвение о доброте друг друга и памятование о недостатках и ошибках друг друга.

Одна из основных слабостей нашего ума и вообще человеческой психики – склонность легко и быстро забывать о добре, которое нам сделали другие. Зато мы хорошо помним не только вред, нам причиненный, но даже те ситуации, в которых другие нам не помогают.

Допустим, один человек по собственному почину ежедневно дает другому человеку по пять долларов. Однажды он этих денег не дал, и человек, получавший помощь, удивился и рассердился: почему это он мне сегодня пять долларов не дал! Многие дни, в которые он получал деньги, оказались тут же забыты, но один-единственный день безденежья очень хорошо запомнился. Если мы не изменим этот механизм, нас легко будет одолевать гнев и с большими трудностями будут возникать любовь и сострадание к другим людям.

Я проводил эксперимент и сделал вывод: чем больше помнишь о доброте других людей, тем быстрее забываешь о вреде, который они тебе причинили, потому что понимаешь: этот вред – следствие их неведения. В итоге нам будет много легче полюбить этих людей. Это не просто теория, это полезная практика. Благодаря таким методам мое сознание постоянно находится в покое и в состоянии доброты.

Даже если ко мне кто-нибудь приходит и говорит: “Человек, которого ты считаешь своим другом, наговорил о тебе плохих вещей”, сначала я анализирую, почему тот человек обо мне так говорил? Просто он несчастен и находился под властью своих омрачений. И я быстро забываю об этой информации, зато помню о доброте, которую тот человек проявлял ко мне в прошлом. Когда я на следующий день встречаю его, то по-прежнему чувствую большую близость к нему и не чувствую никакого гнева. Если бы я не пользовался этой философией, то наговорил бы ему кучу неприятных слов: “Какой же ты негодяй! Я столько тебе хорошего сделал, а ты про меня такие вещи рассказываешь!”

И началась бы ссора, и никто не был бы счастлив, и все стали бы еще несчастнее, чем раньше.

В буддизме, как и в русской культуре, есть хорошая поговорка: не тронешь дерьмо – не завоняет. Оставь дерьмо в покое, оно само по себе высохнет и от него перестанет исходить дурной запах. Сколько бы людей ни говорили вам гадости – не отвечайте, позвольте этому высохнуть. Пусть они продолжают, пока не устанут. Вы можете сказать в ответ: “Вы еще не устали? Если нет, можете продолжать”, и тогда им расхочется что-либо говорить. Это действительно важная теория, таковы должны быть ваши жизненные принципы. В данный момент ваша теория такова: отчетливо помнить о зле, причиненном другими, и легко забывать об их доброте по отношению к вам. Если у вас спросят, какой вред вам причинил тот человек, вы сможете вспомнить ситуацию, в которой он вам навредил, с точностью до мелочей: что это было в таком-то году, в такой-то день, во столько-то часов и во столько-то минут. Даже минут! Это неверный механизм работы ума. Из-за такого ложного мышления вы сами несчастны и окружающие вас люди тоже несчастны.

 

 

© перевод лекции Геше Тинлея

23.01.14
10
0 ответов
Опубликовать в социальных сетях

Рекомендуем личную консультацию

Джалус

Эмчи-лама (доктор тибетской медицины), парапсихолог и целитель. ༒ Для помощи в разрешении трудностей разного рода применяю тибетские ритуалы, направленные на гармонизацию различных сфер жизни, Рэйки, гадание, психологическую поддержку. . Диагности Узнать подробнее
Посмотреть всех экспертов из раздела Религия > Буддизм


Комментариев пока нет