О трех Основах Пути. Продолжение

Следующая строчка:

“…пойманные в железные цепи цепляния за самостность…”

Корень сансары это цепляние за истинное существование “я”, цепляние за самостность, подобное железным сетям, в которые мы попали. Железные цепи крепкие, из них очень трудно вырваться, то есть трудно вырвать корень сансары. У нас есть много причин ощущать, что наше “я” имеет истинное существование, поскольку все окружающие люди на нас смотрят и думают, что мы существуем истинно. Мне говорят: “Ты такой, ты такой”, – и я думаю, что действительно существую. На самом деле мое “я” лишено такого истинного существования. Окружающие люди, что-то обо мне говорящие, действуют тоже под влиянием своего неведения и поэтому полагают, что и я, и сами они существуем истинно. Люди постоянно влияют друг на друга и думают, что внешняя видимость всех вещей, явлений и есть их истинное существование. Они думают: “Если мы это воспринимаем, значит, это существует”.

В действительности все это подобно железным цепям, которыми нас сковывает неведение. Нет ни истинно существующего, самосущего “я”, ни истинно существующих феноменов. Нет никакого истинно существующего страдания, и поэтому нет истинно существующего  освобождения. Бодхисаттва, знающий, что нет ничего истинно существующего и, следовательно, нечего достигать, тем самым освобождается от сансары. Если же мы на своем нынешнем этапе подумаем, что нет ничего истинно существующего, то можем сделать поспешный вывод, что вообще ничего не существует. Это нигилизм. В буддизме не говорится, что вообще ничего не существует, но говорится, что вы существуете не так, как в данный момент себя воспринимаете. Если бы вы вообще не существовали, как бы вы могли меня слышать?

Итак, если мы не понимаем учение о пустоте, то можем сделать неверный вывод, впасть в крайность: “я” имеет истинное существование. Большая часть живых существ страдает именно крайностью абсолютизма, или этернализма, полагая, что их “я” имеет истинное, постоянное существование. Некоторая часть живых существ, знакомая с учением о пустоте, может впасть в другую крайность – крайность нигилизма, думая, что вообще ничего не существует. Поэтому корень сансары – неведение – подобен крепким железным сетям, из которых очень трудно выпутаться. Такова ситуация, в которой находятся наши матери – живые существа. Из-за приверженности крайностям все мы постоянно вращаемся в сансаре. Размышляя об этом, вы сможете породить в себе желание, чтобы все живые существа полностью освободились от своего неведения.

 

 

© перевод лекции Геше Тинлея

25.01.14
8
0 ответов
Опубликовать в социальных сетях

Рекомендуем личную консультацию

Джалус

Эмчи-лама (доктор тибетской медицины), парапсихолог и целитель. ༒ Для помощи в разрешении трудностей разного рода применяю тибетские ритуалы, направленные на гармонизацию различных сфер жизни, Рэйки, гадание, психологическую поддержку. . Диагности Узнать подробнее
Посмотреть всех экспертов из раздела Религия > Буддизм


Комментариев пока нет