О трех Основах Пути. Продолжение

Сознание нельзя тренировать насильно – сидеть и говорить себе: “Я должен быть добрым, я должен любить и уважать других”, – это невозможно. В результате таких упражнений вам совсем расхочется быть буддистами. Не надо себя ругать, истязать, говорить: “Я плохой, я ужасный”. Не насилуйте себя так, храните спокойствие. Иногда у вас возникают негативные состояния ума, например, гнев или зависть, но вам не нужно сразу отчаиваться. Скажите себе: “Естественно, у меня возникают такие эмоции, потому что я еще не изменил свой ум, моя нынешняя система ума пока неверна. Мой министр-себялюбие слишком активен, поэтому возникает множество негативных эмоций”.

Когда у вас возникают негативные эмоции, вы должны смотреть в свой ум и пытаться понять, как действует эта ложная система, подчинившая в данный момент ваше сознание. Вы на своем опыте сможете убедиться, сколько вреда причиняет вам себялюбие. Не торопитесь сразу все менять, сначала понаблюдайте. К примеру, если подчиненный работает плохо, неискусный начальник сразу же старается заменить его другим работником. Это ошибка. Хороший начальник сначала постарается разобраться, почему человек плохо работает. Может быть, причина в системе: нужно изменить ее, и человек хорошим работником станет. Так говорят все буддийские мастера.

Эта философия полезна для всей вашей жизни: для работы, для семьи – гармония везде, в любой системе нужна. Если ваши муж или жена, сын или дочка доставляют вам некоторые трудности, не торопитесь сердиться. Наш ум привык рассуждать по-детски: если появились проблемы с мужем или женой, надо их поменять, и тогда настанет счастье. Это ошибка. Менять сразу не надо, сначала следует полностью понять причину, а затем можно понемногу эту причину изменять. Возможно, основная причина трудностей совсем небольшая и изменить ее очень легко. Это очень тонкая философия. Если бы я участвовал в монастырском диспуте, то уверенно защищал бы эту теория, потому что она правильная, логичная. Неправильную теорию трудно защищать.

Прежде всего, вы должны размышлять о недостатках себялюбия. На вопрос о недостатках вашего соседа или знакомого вы тут же вспомните тысячу их слабостей. Вопрос же о недостатках вашего себялюбия заставляет вас надолго задуматься, то есть вы не привыкли анализировать слабости своего эгоцентризма. Многие великие мастера прошлого говорили, что себялюбие подобно мяснику – оно убивает множество живых существ. Ради своего себялюбия, чтобы что-то получить или от чего-то избавиться, вы готовы убить и вы убивали многих живых существ в своих предыдущих жизнях. Вы до сих пор уничтожаете тараканов у себя дома. Почему? Из-за себялюбия: “Тараканов не хочу, я один хочу жить, чисто и счастливо. Мои друзья придут, увидят тараканов и скажут, что в моем доме грязно!” И тогда ваше самолюбие испытает ущерб.

Мясник-самолюбие убивает не только других, но и вас. В прошлых жизнях ваше себялюбие множество раз приводило вас к смерти: гнало вас на поля сражений, где вы воевали и погибали. Себялюбие говорило: “Я герой, я должен сражаться, я должен быть как Чингисхан”. Из-за себялюбия вы убивали множество других людей, и по закону кармы в следующих воплощениях другие люди убивали вас. Поэтому мастера Кадампы говорили, что злейшим врагом человека является его себялюбие. Ваши внешние враги, если вы им поможете, могут стать вашими лучшими друзьями. Себялюбие никогда не станет вашим другом; сколько бы вы его ни слушали, оно будет продолжать вредить и вам, и другим.

 

 

© перевод лекции Геше Тинлея

 

28.01.14
6
0 ответов
Опубликовать в социальных сетях

Рекомендуем личную консультацию

Джалус

Эмчи-лама (доктор тибетской медицины), парапсихолог и целитель. ༒ Для помощи в разрешении трудностей разного рода применяю тибетские ритуалы, направленные на гармонизацию различных сфер жизни, Рэйки, гадание, психологическую поддержку. . Диагности Узнать подробнее
Посмотреть всех экспертов из раздела Религия > Буддизм


Комментариев пока нет