О трех Основах Пути. Продолжение

Как обычно, сначала развейте в себе правильную мотивацию, чтобы получить драгоценное учение по трем основам пути. Мы дошли до этапа порождения в себе бодхичитты. Я дал вам подробное учение о том, что такое отречение, как развить в себе отречение и какова граница порождения отречения. Теперь, что касается бодхичитты, я объяснил вам, что такое бодхичитта, и мы остановились на том, как развить ее в себе.

Одних слов “я должен быть сострадательным” для порождения бодхичитты недостаточно. Вы должны изменить механизм своего мышления. В нашем сознании непроизвольно возникают негативные эмоции гнева и зависти, потому что механизм нашего ума неверно настроен, он работает в обратную сторону. С точки зрения буддийской философии наше обычное, мирское, мышление основано на ложных рассуждениях, на заблуждениях и на очень ограниченном подходе к жизни. Чтобы породить в себе бодхичитту, нам необходимо отчасти изменить структуру механизма нашего мышления. В нашем сознании мало позитивных и много негативных тем для размышления, поэтому мы думаем в основном о негативных вещах, и негативные состояния ума возникают у нас сами собой.

Вначале важно накопить как можно больше позитивного материала для размышления. Например, вы смотрите телевизор, и в это время какой-то человек подходит к вам и говорит: “Твой друг сказал про тебя такую-то гадость”. В вашем уме мгновенно начинается аналитическая медитация на гнев, вы начинаете очень ясно и подробно вспоминать прошлые неприятности, связанные с вашим другом, – вплоть до дня, часа и минуты. При этом у вас такая хорошая концентрация, что телевизор вам ничуть не мешает заниматься медитацией. Даже если рядом будут бегать и шуметь дети, они не смогут отвлечь вас от медитации, вы не сделаете им замечание: мол, не бегайте, не мешайте мне злиться.

Итак, способность к концентрации у нас есть, а также есть хорошая память и некоторые навыки медитации. Но если я попрошу вас медитировать на позитивные темы – любовь или сострадание, вы столкнетесь с большими трудностями. Вы сядете и начнете повторять: “Любовь, любовь, сострадание, сострадание”, – но это вам не поможет медитировать по-настоящему. Сидя и внушая себе: “Гневайся, гневайся”, – вы тоже не смогли бы разгневаться. Вам нужно обдумать какие-то положения, темы, которые вызовут у вас чувство гнева; чем больше вы размышляете над такими эффективными положениями, тем сильнее в вас зарождается гнев. Позитивный механизм работает таким же образом. Если вы будете глубоко обдумывать темы, связанные с любовью и состраданием, вам не смогут помешать ни телевизор, ни ваши дети.

 

 

© перевод лекции Геше Тинлея

 

31.01.14
8
0 ответов
Опубликовать в социальных сетях

Рекомендуем личную консультацию

Джалус

Эмчи-лама (доктор тибетской медицины), парапсихолог и целитель. ༒ Для помощи в разрешении трудностей разного рода применяю тибетские ритуалы, направленные на гармонизацию различных сфер жизни, Рэйки, гадание, психологическую поддержку. . Диагности Узнать подробнее
Посмотреть всех экспертов из раздела Религия > Буддизм


Комментариев пока нет