О трех Основах Пути. Продолжение

Шестой пункт развития бодхичитты – высшее желание. Это не просто желание, чтобы живые существа освободились от своих страданий и обрели счастье. Теперь вы берете на себя ответственность за это. Вы не просто думаете: “Пусть живые существа освободятся от страданий”, – но говорите: “Я сам освобожу их от страданий”. По мере роста вашего сострадания вы обретаете больше решимости, обретаете высшее сострадательное желание. Высшее желание любви – это не просто пожелание счастья, но мысль: “Я сам, лично, сделаю их счастливыми”. Сделать живых существ счастливыми означает привести их к состоянию просветления, освобождения от сансары. И вы берете на себя эту ответственность, вы говорите: “Я освобожу их от сансары, освобожу их от болезни омрачений, помогу им обрести состояние ума, полностью свободное от всех омрачений”.

Каков же лучший способ этого достичь? “В настоящий момент я не в силах помочь ни единому живому существу достичь безупречного состояния ума. Я могу давать людям хлеб или деньги, но это лишь временное облегчение, и на следующий день их проблемы появятся вновь. Чтобы действительно помочь живым существам и освободить их от сансары, я должен достичь состояния будды. Если я сам вязну в болоте сансары, как я могу помочь живым существам? Сначала я должен выбраться из болота сансары сам, и только тогда смогу освободить из него остальных живых существ”. Благодаря такому размышлению вы приходите к выводу: “Я могу помочь живым существам, только когда достигну состояния будды”. И тогда у вас появляется сильное желание: “Да достигну я состояния будды ради блага всех живых существ”. Это желание называется бодхичитта. Когда оно будет порождаться у вас непроизвольно, то вы достигли чистой бодхичитты. Это означает, что вы достигли первого пути – “пути накопления”. И с этого момента вы считаетесь святым человеком. Обретя бодхичитту, вы обретаете драгоценнейший ум, который заботится о других больше, чем о себе. Это была первая техника.

Вторая техника называется обмен себя на других. Обе техники очень полезны для порождения бодхичитты. Чтобы практиковать вторую технику бодхичитты, нужно воспитать в себе равностный ум. Технику обмена себя на других проповедовал Шантидева – один из величайших индийских мастеров. Он был монахом и учился в крупнейшем индийском монастыре Наланда, практиковал, но людям казалось, что он постоянно спит. Кроме того, некоторым монахам он не нравился. Чтобы вдохновиться техникой, важно знать биографию ее автора. Мне очень нравится техника обмена себя на других, она необычайна и требует высокого интеллекта.

Эгоистичные люди, по существу, глупы. Мудрые люди никогда не будут эгоистами. Бизнесмен-эгоист это глупый бизнесмен, поскольку такой подход не имеет перспективы и в будущем перестанет работать. Если вы постоянно думаете только о своем “я”, значит, ваш интеллект находится на очень низком уровне. Чем мудрее вы становитесь, тем меньше в вас эгоизма и больше заботы о других. Мастера Кадампы говорили: “Каждое живое существо – это драгоценность, исполняющая желание”. Лишь благодаря живым существам вы можете достичь состояния будды. В настоящий момент мы воспринимаем живых существ как своих противников, с которыми мы спорим и ссоримся, а драгоценность исполнения желаний – это что-то другое, возвышенное. Но в действительности ваши терпение, сострадание и остальные благие качества рождаются у вас лишь благодаря живым существам. Поэтому ваша жена или муж – очень добрые духовные учителя, особенно если муж пьян.

Итак, монахи в Наланде сговорились выставить Шантидеву на посмешище, чтобы он ушел из монастыря. Они разработали план, подошли к Шантидеве и сказали: “Мы хотим, чтобы завтра ты перед всеми дал учение”, – надеясь, что, поскольку он все время спит и не знает Дхармы, ему станет стыдно и он убежит. На следующее утро они нарочно построили очень высокий трон для Шантидевы, а когда люди собрались, то увидели Шантидеву уже сидящим на троне.

Все замерли в ожидании. Шантидева сказал: “У меня нет никакого другого учения, кроме учения Будды и великих духовных мастеров прошлого. Я постараюсь передать вам некоторые сущностные учения, дошедшие до меня с древних времен в правильной последовательности”. И Шантидева стал давать учение в стихах, и эти стихи были необычайно прекрасны, они сами собой рождались в его сердце.

 

 

© перевод лекции Геше Тинлея

04.02.14
8
0 ответов
Опубликовать в социальных сетях

Рекомендуем личную консультацию

Джалус

Эмчи-лама (доктор тибетской медицины), парапсихолог и целитель. ༒ Для помощи в разрешении трудностей разного рода применяю тибетские ритуалы, направленные на гармонизацию различных сфер жизни, Рэйки, гадание, психологическую поддержку. . Диагности Узнать подробнее
Посмотреть всех экспертов из раздела Религия > Буддизм


Комментариев пока нет