О трех Основах Пути. Продолжение

Почему любить одних и ненавидеть других неправильно? Все живые существа в равной степени хотят быть счастливыми и не хотят страдать. Поэтому мудрый подход – в равной степени любить и сострадать всем живым существам, желая им скорейшего освобождения от страданий. Не только ваши друзья и родственники, но и ваши враги тоже хотят быть счастливыми и не хотят страдать, у них тоже много страданий и мало счастья. Поэтому в буддизме говорится о праве всех живых существ на счастье.

В нашем мире громко кричат о правах человека, но не заботятся о правах многих других живых существ. Никто не говорит, например, о правах тараканов. Тараканы – тоже живые существа, они не ухудшают экологию, наоборот – немного прибираются у вас в доме, подчищают крошки и так далее. Будь вы тараканом, у вас возникло бы много претензий к людям. Вы бы сказали: “Я, таракан, живу тихо, а люди сильно шумят. Я никому не причиняю вреда, хожу себе потихоньку туда-сюда, ем крошки, а люди, едва нас видят, начинают преследовать нас как злейших врагов и пытаются прихлопнуть. Будь мы комары, людскую злость можно было бы понять, потому что комары кусаются. Но мы же не кусаемся, почему нас убивают? У нас тоже есть право на жизнь”.

Вы не тараканы и совсем не думаете об их ситуации. Но, возможно, в предыдущей жизни вы были именно тараканом. Итак, важно понять, что каждое живое существо имеет право на счастье. Буддизм призывает не убивать ни одно живое существо, потому что вы тем самым отнимаете у него право на жизнь. Самое драгоценное, что у нас есть, – это жизнь. Вы не можете ничем помочь таракану, но это не дает вам права их убивать. Можете просто выгнать их из своей квартиры, но не убивать.

Второе обоснование: нам необходимо относиться равностно ко всем живым существам, потому что они подобны десяти нищим. Допустим, к вам подошли десять голодных нищих и просят у вас хлеба; если вы кому-то из них дадите хлеба, а другим не дадите, это будет жестоко с вашей стороны. Все они очень голодны, все они нищие, поэтому вы должны постараться в равной степени помочь каждому из них. Всем живым существам, как и этим десяти нищим, постоянно недостает счастья. Их жизнь заполнена, в основном, какими-то несчастьями и трагедиями; иногда появится мимолетное счастье, а за ним вновь беда приходит, и так всю жизнь. В сансаре невозможно обрести настоящее счастье.

Сансарическое счастье подобно питью соленой воды: чем больше вы ее пьете, тем сильнее испытываете жажду, и ее невозможно утолить мирскими способами. Все живые существа в этом отношении как нищие: у них нет настоящего удовлетворения, им незнакомо настоящее счастье. Ваши друзья и враги – одинаковы, они подобны десяти нищим. Неверно проводить между ними различия, вы должны любить их всех одинаково.

Третье обоснование: вы должны любить всех живых существ одинаково, потому что они подобны десяти больным. Если вы врач и к вам пришли десять больных людей и просят вас о помощи, то было бы с вашей стороны очень немудро помочь одним из этих больных, а другим не помогать. Все живые существа – и ваши друзья, и враги – страдают от болезни омрачений. Если они в гневе говорят вам что-то плохое, не обращайте внимания: чуть позже обстоятельства изменятся, и они вам скажут что-нибудь хорошее. Бывает, конечно, и наоборот. Слова меняются в зависимости от ситуации, и вы должны понимать это и не придавать им слишком большого значения. Зато вам следует всегда помнить, что все люди  в равной степени хотят счастья и не хотят страдать, и что они подобны десяти больным, страдающим от болезни омрачений.

 

 

© перевод лекции Геше Тинлея

 

05.02.14
39
0 ответов
Опубликовать в социальных сетях

Рекомендуем личную консультацию

Джалус

Эмчи-лама (доктор тибетской медицины), парапсихолог и целитель. ༒ Для помощи в разрешении трудностей разного рода применяю тибетские ритуалы, направленные на гармонизацию различных сфер жизни, Рэйки, гадание, психологическую поддержку. . Диагности Узнать подробнее
Посмотреть всех экспертов из раздела Религия > Буддизм


Комментариев пока нет