О Трех Основах Пути. Продолжение

Теперь вы должны задуматься о том, возможно ли обменять себя на других. Здесь не имеется в виду поменяться местами с другими, потому что это невозможно физически. Вы никогда не станете мной, а я никогда не буду вами, вы всегда останетесь собой. В данном случае обмен себя на других означает, что вместо того, чтобы заботиться о своем я, вы заботитесь о других. Вместо того чтобы пренебрегать другими, вы пренебрегаете собой. Это и называется обмен себя на других.

Когда вы достигаете такого состояния ума, ваш ум переходит на очень высокий уровень, тогда все позитивные состояния ума, все достоинства, благие достоинства возникают в уме непроизвольно, сами по себе. И тогда вас будут называть бодхисаттва, который постоянно думает только о благе других, о счастье других и никогда не думает о себе, вам тогда вообще не придется задумываться о себе, о своем я, ваше счастье будет приходить к вам само. Это возможно.

Шантидева сказал, что все возможно, потому что все – это вопрос лишь привыкания. Он говорил: «Ваше тело – это производная ваших родителей, то есть тело породилось из тела ваших отца и матери. Это тело – это не вы. Но вы, в силу своей привычки говорить «я», автоматически считаете это тело своим, присваиваете его себе. И когда ваше тело идет куда-то, вы говорите: «Я иду». Если ваше тело красиво, вы говорите: «Я красивый». Лишь в силу привычки вы это тело, произошедшее от отца и матери, называете «я», присваиваете его себе. И точно также, когда вы в силу привычки понимаете всю порочность себялюбия и преимущества заботы о других, вы автоматически начинаете заботиться о других больше, чем о себе».

Но, как говорил Шантидева, нам трудно обменять себя на других, потому что мы думаем, что страдания других живых существ нам не вредят. «Зачем мне избавлять других от страдания, ведь это же не мое страдание», – полагаете вы. Это неправильный подход. Тогда, говорил Шантидева, если у вас в ноге застревает колючка, зачем вы ее вытаскиваете рукой, ведь нога же это не рука, ведь болит же нога, а не рука, зачем же рука вырывает колючку из ноги? Потому что, скажете вы, все это в своей совокупности едино и называется «я», все это части одного я, и все части этого единого целого взаимосвязаны между собой, даже если это не одно и то же.

И точно также, если какое бы то ни было живое существо страдает, вам нужно избавлять это живое существо от страдания не потому, что это ваше или его страдание, а просто потому, что это страдание –вам нужно его устранять.

Говоря о том, что обмен себя на других возможен, Шантидева советовал посмотреть на великих мастеров прошлого. Мы, обычные живые существа, все время повторяем «я». И каких результатов мы добились? А великие мастера прошлого, бодхисаттвы, которые постоянно заботились о других и игнорировали свое я – каких результатов добились они? Когда вам будет отчетливо виден механизм кармы, тогда вы сможете обменять себя на других. Великие мастера прошлого смогли сделать это, почему вы не способны? Подумайте об этом, тогда у вас постепенно появится уверенность в том, что обменять себя на других возможно.

Пятое положение – это собственно обмен себя на других. Здесь вы думаете следующим образом: «Себялюбие – это источник всех страданий, забота о других – источник всякого счастья, поэтому я обменяю себя на других. Вместо того чтобы заботиться о своем я, буду заботиться о других, потому что это принесет счастье не только всем живым существам, мое собственное счастье также придет ко мне само». Все это выглядит таким образом: если вы идете в сторону солнца, то тень собственного счастья сама потянется за вами. А себялюбие подобно тому, как вы гоняетесь за своей тенью: чем быстрее бежите вы, тем быстрее бежит ваша тень, и никогда не наступит тот момент, когда вы поймаете ее.

Скажите себе: «Теперь я очень отчетливо понимаю, что себялюбие – это источник всякого страдания, а ум, который заботится о других, – это источник всякого счастья. И с этого момента вместо того, чтобы зацикливаться на своем я, я буду заботиться о других. С этого момента вместо того, чтобы игнорировать других, я буду игнорировать это себялюбие, которое является демоном».

 

 © перевод лекции Геше Тинлея

 

 

 

16.02.14
11
0 ответов
Опубликовать в социальных сетях

Рекомендуем личную консультацию

Джалус

Эмчи-лама (доктор тибетской медицины), парапсихолог и целитель. ༒ Для помощи в разрешении трудностей разного рода применяю тибетские ритуалы, направленные на гармонизацию различных сфер жизни, Рэйки, гадание, психологическую поддержку. . Диагности Узнать подробнее
Посмотреть всех экспертов из раздела Религия > Буддизм


Комментариев пока нет