О Трех Основах Пути. Продолжение - блог №959132

Буддийская практика направлена на излечение именно от болезни себялюбия, а не от чего бы то ни было другого. Если вы вылечитесь от болезни себялюбия, то все остальные болезни исчезнут у вас сами собой. Если вы будете просто внушать себе, что вы не должны никому завидовать, то вам будет очень трудно перестать это делать. Если вы устраните из ума себялюбие и замените его заботой о других, то вместо зависти у вас непроизвольно возникнет сорадование. Вы будете счастливы, что у вашего соседа дела идут хорошо. Вы будете радоваться за него. Очень важно развить в себе убежденность в этих двух положениях: в ущербностисебялюбия и в преимуществах ума, который заботится о других. Как только вы в этом убедитесь, у вас появится желание день за днем взращивать в себе ум, который заботится о других.

Когда порождается ум, заботящийся о других, себялюбие не может существовать одновременно с ним в вашем сознании. Поэтому воспитание в себе заботы о других – это лучший способ побороть себялюбие. Если вы будете говорить себе: «Я не должен себя любить, у меня не должно быть себялюбия» (а это немного разные вещи – любить себя и себялюбие), то есть просто будете бороться со своим себялюбием, то у вас может ничего не получиться. Поэтому, вместо того чтобы бороться с себялюбием, лучше воспитывать в себе ум, который заботится о других. Это делается на основе понимания того, что все точно так же, как и вы, хотят быть счастливыми, и никто не хочет страдать. Следовательно, пусть все будут счастливы.

Такие мысли приведут к порождению заботы о других, что естественным образом вытеснит себялюбие из вашего сознания. И тогда у вас в сознании непроизвольно возникнет забота о других, в силу понимания той ситуации, в которой находятся другие живые существа. Обычно мы видим, знаем и понимаем только собственную ситуацию и не замечаем ситуаций, в которых находятся другие существа. Поэтому мы пренебрегаем счастьем других. По той же причине мы иногда вредим другим. Мы просто не понимаем, что они чувствуют и какой вред мы им причиняем.

Когда вы становитесь более чуткими к тому, насколько живым существам не хватает счастья, и как они страдают, у вас естественным образом возникает забота о других. Поэтому, когда вы видите живых существ, очень важно попытаться поставить себя на их место, чтобы ощутить в каком положении они находятся, а не смотреть на них только «со своей колокольни».

Муж и жена тоже должны попытаться поставить себя на место другого, а не смотреть на своего партнера только со своей точки зрения. Нужно попытаться почувствовать, что ощущает их супруг или супруга, чем он или она интересуется. Иначе каждый из них будет пытаться диктовать другому свои условия: «Ты должен поступать так, как я хочу», «Мне нравится то-то, и не нравится это». Это становится причиной дисгармонии, а источником этого опять же является себялюбие. Затем идет третье положение: уравнивание себя с другими. Когда вы уравниваете себя с другими, то все, что вы делаете, вы делаете для всеобщего счастья. Вы перестаете что-либо делать только для себя одного. Вы понимаете, что все остальные так же, как и вы, хотят быть счастливыми, не хотят страдать, и у всех есть право на счастье.

Четвертое положение – это осознание того, что обменять себя на других возможно. Это, несомненно, возможно, потому что в прошлом многие мастера полностью отказывались от себялюбия и заботились о других больше, чем о себе. Посмотрите, каких результатов они достигли. А мы, как говорил Шантидева, с безначальных времен и по сей день повторяем только «я-я-я», и посмотрите, каких результатов достигли мы? «Я-я-я», «Я все делаю только для своего “я-я-я”» – и что в результате? Больше страданий и меньше счастья.

 

 

© перевод лекции Геше Тинлея

19.02.14
249
1 ответ
Опубликовать в социальных сетях

Рекомендуем личную консультацию

Джалус

Модератор. ༁
Посмотреть всех экспертов из раздела Религия > Буддизм


Комментарии

Спасибо за материал. Всегда читаю.

19.02.14
Пользуйтесь нашим приложением Доступно на Google Play Загрузите в App Store