О Трех Основах Пути. Продолжение

Какая бы проблема у вас ни возникла, вы можете винить в ней только свое себялюбие, больше никого и ничто. В коренных текстах Кадам по лоджонгу сказано: «Вини во всем одно, и всегда памятуй о доброте матерей – живых существ». Это очень глубокое учение. Винить во всем действительно следует одно – ваше себялюбие и ваше неведение, цепляние за самость. Себялюбие возникает именно потому, что ваше неведение полагает, будто существует какое-то конкретное плотное «я», наделенное самобытием. Такого «я» не существует вообще.

В действительности ваше «я» подобно радуге. Со стороны объекта, то есть со стороны самой радуги, никакой радуги не существует. Ни единая капля дождя не является радугой, ни единый солнечный луч не является радугой. Что же такое радуга? Радуга – это всего лишь название, данное основе для обозначения.

Со стороны объекта нет ни единого атома, который был бы радугой. Именно из-за непонимания абсолютной природы феноменов и самого себя вы цепляетесь за воображаемое самобытие явлений. Вследствие этого у вас возникает себялюбие. Поэтому следует обвинять во всем себялюбие и уменьшать его в себе.

В соответствии с этой техникой, когда возникает страдание, оно само по себе должно помочь вам ослабить себялюбие. Это страдание должно стать условием для взращивания в себе сострадания к другим. Вы берете в качестве примера самого себя и говорите: «Когда у меня возникают эти страдания, то я испытываю боль. Ту же самую боль испытывают другие живые существа, а некоторые мучаются даже больше, чем я». Так в вас проснется чуткость к страданиям других.

Когда у вас появляется чуткость к чужим страданиям, у вас естественным образом возникает сострадание. А если вы слишком близко к сердцу принимаете собственные страдания, это вызывает у вас депрессию. Поэтому мудрые люди смотрят на собственные страдания издалека, а страдания других людей подносят близко к глазам, поэтому у них возникает чувство сильного сострадания, и нет депрессии. Если у вас есть хоть что-то в голове, то это учение для вас очень полезно.

Сегодня я читал комментарии к этому учению одного из учеников Панчен-ламы. Он говорит, что, даже если вы будете искать подобное учение с мешком золота, то не найдете. Вы можете сказать, что любовь – это очень важно, бодхичитта – это очень важно. Но трудно найти учение, в котором так подробно представлен механизм порождения бодхичитты на основе двух техник причинно-следственной взаимосвязи: семичленной техники и метода обмена себя на других. Подробно объясняется каждая из этих техник, а потом они даны в сочетании. На основе всего этого объясняется механизм порождения бодхичитты.

В конце текста ученик Панчен-ламы Чопел Цултрим Гьялцен говорит о том, что такое учение дается только людям с очень большой верой. Также он упоминает, что книгу с объяснением этого учения, написанную им, нельзя показывать другим людям, лишенным такой сильной веры. Я сам получил этот текст, когда был в затворничестве в горах. Поэтому сегодня я даю комментарии на основе этого текста.

 

 

© перевод лекции Геше Тинлея

19.02.14
13
0 ответов
Опубликовать в социальных сетях

Рекомендуем личную консультацию

Джалус

Эмчи-лама (доктор тибетской медицины), парапсихолог и целитель. ༒ Для помощи в разрешении трудностей разного рода применяю тибетские ритуалы, направленные на гармонизацию различных сфер жизни, Рэйки, гадание, психологическую поддержку. . Диагности Узнать подробнее
Посмотреть всех экспертов из раздела Религия > Буддизм


Комментариев пока нет