О Трех Основах Пути. Продолжение

Какой смысл в том, чтобы просто созерцать ум без бодхичитты, без шести парамит? У индуистов есть разные виды бесформенной медитации, и один из них называется «концентрация, подобная сознанию». Они просто созерцают свое сознание и могут в течение бесчисленных кальп пребывать в мире без форм, не накапливая при этом ни позитивной, ни негативной кармы. А когда сила этой концентрации иссякает, они падают прямиком в низшие миры, как стрела, пущенная в небо, которая в какой-то момент останавливается и летит вниз.

Когда великий индийский йогин Падампа Сангье пришел в Тибет, там были популярны такие медитации, как Махамудра и Дзогчен, потому что, как только в Тибете появлялось какое-то новое учение, оно сразу становилось очень модным. В те времена там было много людей, которые сидели в горах, созерцали свой ум и занимались медитацией на ясный свет, думая, что это и есть абсолютная природа ума и что уже через мгновение они смогут стать буддами, при этом вообще не понимая, что такое бодхичитта, как ее породить, даже не зная, как развить в себе любовь и сострадание.

Тогда Падампа Сангье, преисполнившись сострадания, сказал: «Какой смысл созерцать свой ум, если в нем нет бодхичитты? Сначала породите отречение, бодхичитту. А если вы не знаете, как это сделать, – учитесь».

Поэтому и я передаю вам учение, которое преподавали великие мастера прошлого, это не мои слова, это не я придумал. Если вас по-настоящему интересует практика, займитесь практикой шести парамит. При этом неправильно думать: «Я займусь практикой шести парамит только после того, как во мне зародится бодхичитта».

Прямо сейчас, с этого момента вы уже можете заняться этой практикой. При этом вы все-таки должны находиться под воздействием помысла о бодхичитте: «Ради того чтобы достичь состояния будды, ради блага всех живых существ, я занимаюсь практикой шести парамит».

Теперь я объясню вам, что такое шесть парамит и как практиковать их в вашей повседневной жизни. Старайтесь выполнять эту практику в обычной жизни, потому что она крайне полезна. В «Ламриме» написано: «Для того чтобы ваш поток ума созрел, занимайтесь практикой шести парамит, для того чтобы помочь созреванию ума других, выполняйте четыре деяния, приносящие пользу другим». В сутрах, то есть непосредственно в Слове Будды, очень много учений, относящихся к шести парамитам. Из шести парамит первая называется парамитой даяния, или щедрости. Вторая – парамитой нравственности. Третья – парамитой терпения. Четвертая – парамитой усердия, или энтузиазма. Пятая – парамитой сосредоточения. Шестая – парамитой мудрости. Именно эти шесть парамит, когда вы овладеете ими в совершенстве, освободят вас от сансары. Из них важнее всего достичь совершенства в сосредоточении и мудрости, то есть в шаматхе и випассане. Для того чтобы породить последние две парамиты, шаматху и випассану, крайне необходимо достичь совершенства в первых четырех.

 

 

© перевод лекции Геше Тинлея

24.02.14
8
0 ответов
Опубликовать в социальных сетях

Рекомендуем личную консультацию

Джалус

Эмчи-лама (доктор тибетской медицины), парапсихолог и целитель. ༒ Для помощи в разрешении трудностей разного рода применяю тибетские ритуалы, направленные на гармонизацию различных сфер жизни, Рэйки, гадание, психологическую поддержку. . Диагности Узнать подробнее
Посмотреть всех экспертов из раздела Религия > Буддизм


Комментариев пока нет