Общаться в чате

Пентаграмма С. Гингера

Существует символический образ, который наглядно представляет многомерный гештальт-подход  к человеку.

Серж Гингер представил в пентаграмме пять основных измерений человеческой деятельности, которые рассматриваются Гештальт-подходом:

1) физическое измерение: тело, сенсорика, моторика, сексуальность...

2) аффективное измерение: «сердце», чувства, любовные отношения, другой человек...

3) рациональное измерение: «голова» (оба полушария головного мозга!), мысли и творческое воображение...

4) социальное измерение: отношения с другими людьми, человеческое, культурное окружение...

5) духовное измерение: место и значение человека в окружающем космосе и глобальной экосистеме...

Каждый из лучей звезды назван соответствующей буквой французского алфавита. В центр звезды поставлена G - начальная буква слова Гештальт, как символизирующую взаимосвязанность пяти основных измерений.

Порядок, в котором расставлены различные «измерения», не произволен.

В схеме Гингера человек стоит на своих двух ногах; физической и мета-физической, которые обеспечивают его «якорение» на Земле и в мире.

Две его руки позволяют ему вступить в отношения с другим человеком или другими людьми. Причем левая рука (со стороны сердца) связывается с аффективными отношениями, а праваяи рука (более активная) — с социальными.

Отметим, что левая часть пентаграммы имеет отношение к внутренней жизни человека (его тело, сердце, голова), тогда как правая часть имеет отношение к его ближней (социальной) или глобальной (космической) окружающей среде.

Если перемещаться от одного конца пентаграммы к другому по часовой стрелке, то можно последовательно пройти через:

1) мое отношение к моему собственному телу, куда включен только я (одиночество),

2) мои аффективные отношения с любимым человеком (пара),

3) мои интеллектуальные связи (с несколькими людьми),

4) мои более широкие социальные связи с группами людей (сообщество),

5) и, наконец, мою принадлежность ко Вселенной, то есть через постепенно расширяющиеся связи. Поэтому человек в течение всей своей жизни должен стараться поддерживать равновесие между временными периодами, охватывающими:

  •  отношения человека с самим собой (размышления, чтение, медитация...);
  •  отношения двоих (дружба, любовь, сексуальность...); '
  •  групповые отношения (во время учебы, на работе, в культуре...);
  •  отношения с обществом (экономика, политика...);
  •  отношения с Миром (экология, философия, духовность, религия...).

В этом же порядке происходит и онтогенез человека, его индивидульное развитие от момента рождения до смерти:

1) грудной ребенок сконцентрирован прежде всего на собственном теле,

2) потом младенец устанавливает особые аффективные отношения со своей матерью,

3) затем, уже в сознательном возрасте, ребенок расширяет круг своих отношений в школе,

4) подросток и взрослый активно участвуют в общественной жизни,

5) и, наконец, пожилой человек, думающий о собственной смерти, все больше и больше интересуется духовной жизнью.

Несомненно, что поведение человека обусловлено всеми этими пятью измерениями:  организмом и ощущениями, желаниями и отношениями, мыслями или решениями, а также частично обусловливающей окружающей социальной средой; оно также зависит от жизни всей вселенной: от климата, времени года, вращения Земли и солнечного света… не говоря уже о коллективном бессознательном и Боге.

Опубликовать в социальных сетях

Рекомендуем личную консультацию

Людмила Марченко

Добрый день! Я практический психолог, аккредитованный гештальт-терапевт (МГИ). Основные темы работы - жизненные кризисы и потери, проблемы идентичности, личных и детско-родительских отношений.
Посмотреть всех экспертов из раздела Психология


Комментарии

Интересный и полезный блог!!!"+1"

26.02.14

Спасибо, здОрово! Вспомнил давние лекции, но там не упоминался Гингер)) 

26.02.14

Любопытный материал...))) +

 

26.02.14

Традиция использования звезды, как символа человека, унаследована еще от древних греков и в разных вариантах проявляется во множестве описаний. Видимо, звезда или пятиугольник — хорошие образы для запоминания. Об универсальности пентабазиса для описания объектов самой различной природы много писал В.А.Ганзен (Системные описания в психологии). У него только употребляется слово «пентагон» (в широком смысле).

26.02.14

+1

27.02.14

Спасибо, интересно!

19.03.14