О Трех Основах Пути. Продолжение

Иметь терпение тоже очень важно. Я уже объяснил, как практиковать терпение. Мы же практикуем нечто совершенно противоположное терпению – мы практикуем гнев. Сначала разрушаем свой собственный покой, а потом покой других. Именно поэтому мы и вращаемся в сансаре. Мы не должны практиковать то, что противоположно практике терпения. Начиная практику терпения, мы естественным образом прекращаем гневаться, и тем самым меняемся к лучшему. Мы не просто приобретаем хорошие качества, но также развиваем очень большую силу ума. Терпение – это признак сильного ума. Гнев и раздражение являются признаками вашей слабости. Вы можете сами проверить, насколько силен ваш ум. Если вы очень легко раздражаетесь, когда сталкиваетесь с неблагоприятными условиями, то это признак того, что у вас очень слабый ум.

Критерием настоящей силы не является грубая физическая мощь. Тот, кто один может убить несколько людей, не является сильным человеком. В наши дни даже маленький ребенок может завладеть автоматом и убить много людей. Сильный вы человек или слабый, зависит от того, насколько легко вы впадаете в гнев. Если вас нелегко разозлить, это свидетельствует о силе вашего ума. Здесь не имеется в виду только гнев возникающий, из-за критики в вашу сторону. Если вы начинаете злиться, когда у вас что-то не получается, то это тоже признак вашей слабости. В таких случаях, гнев возникает из-за чувства вины. У вас что-то не получается или вы не можете чего-то получить, тогда вы начинаете винить себя. Вы считаете себя ни на что не годным, из-за этого у вас может возникнуть злость. Все эти чувства возникают из-за вашей слабости. Например, вы совершили какую-то ошибку, потом, когда вы еѐ вспоминаете, вы начинаете злиться на себя. Чувство вины – это тоже вид гнева на себя, это негативная реакция.

Существует огромная разница между чувством вины и сожалением. Вы должны сожалеть о своей негативной карме, о своем плохом поведении, но вы не должны злиться на себя. Чувство вины можно объяснить на следующем примере. Вы идѐте в какое-то грязное место в чистой одежде. Там вы еѐ пачкаете и когда возвращаетесь, начинаете причитать: «Какой я плохой, ни на что не годный. Весь измазался!» К тому же вы ещѐ начинаете себя бить. Вот это вот можно уподобить чувству вины, это глупо.

Чем же отличается чувство сожаления от чувства вины? Когда вы возвращаетесь и видите вашу испачканную одежду, вы начинаете анализировать: «Почему же я испачкал одежду? А, потому что я был в грязном месте. Если я буду продолжать посещать такие места, то, несомненно, буду пачкаться». И вы решаете больше туда не ходить. Вот такие мысли называются сожалением. Вы понимаете, что грязь есть грязь, и ничего не поделаешь. Еѐ надо смыть. Вы надеваете чистую одежду и больше не ходите по грязным местам. Никакого смысла в чувстве вины абсолютно нет. Всегда оставайтесь спокойным, даже если вы совершаете ошибки. Постепенно у вас это войдет в привычку.

 

© перевод лекции Геше Тинлея

28.02.14
6
1 ответ
Опубликовать в социальных сетях

Рекомендуем личную консультацию

Джалус

Эмчи-лама (доктор тибетской медицины), парапсихолог и целитель. ༒ Для помощи в разрешении трудностей разного рода применяю тибетские ритуалы, направленные на гармонизацию различных сфер жизни, Рэйки, гадание, психологическую поддержку. . Диагности Узнать подробнее
Посмотреть всех экспертов из раздела Религия > Буддизм


Комментарии

 Ну, ничего, если уж испачкаемся, то можно и постираться...))) 

01.03.14