О Трех Основах Пути. Продолжение

Лама Цонкапа сказал, что не надо сразу же пытаться понять абсолютную природу феноменов, что необходимо постичь взаимозависимое происхождение всех вещей. Когда вы поймете взаимозависимое происхождение, то вы поймете и пустоту. В противном случае вы будете анализировать: «Что есть «я»?», и будете размышлять так: «Тело – это не «я», ум – тоже» и так далее. Потом вы придѐте к выводу, что «я» вообще не существует.

Это одна из крайностей – крайность нигилизма. Как правило, когда мы вообще ничего не анализируем, мы впадаем в крайность этернализма. Это происходит тогда, когда мы думаем, что существует истинное, самосущее, полностью независимое «я». Когда вы находитесь среди большого количества людей, и кто-то вам говорит: «Ты дурак», у вас возникает видимость такого плотного, самосущего «я». Существует множество видов абсолютного анализа. Самым лучшим их них является анализ, опирающийся на рассуждение о взаимозависимом происхождении.

Касаемо взаимозависимого происхождения, можно сказать, что низшие философские школы буддизма также признают принцип взаимозависимого происхождения, но понимают его на очень низком уровне. Например, низшие школы Вайбхашика и Саутрантика утверждают, что взаимозависимое происхождение – это зависимость от причин. Следовательно, Вайбхашика и Саутрантика не могут признать, что постоянные феномены также имеют взаимозависимое происхождение, потому что постоянные феномены не зависят от причин. Если явления не зависят от причин, то, по мнению последователей низших школ, они также не имеют взаимозависимого происхождения.

Если вы ещѐ не читали мою книгу «Ум и пустота», то обязательно прочтите еѐ. Тогда эти лекции станут для вас более понятными и интересными. Здесь объясняется та же самая тема, но несколько в другом ключе. Здесь я объясняю то, что не было объяснено в книге «Ум и пустота». Одну и ту же гору можно рассматривать с разных сторон. Только когда вы рассмотрите еѐ со всех сторон, у вас сложится целостный образ этой горы.

Рассмотрим воззрение школы Мадхьямика Сватантрика. Эта школа может установить наличие принципа взаимозависимого происхождения, как у непостоянных, так и постоянных феноменов. Все непостоянные объекты зависят от причин, поэтому они имеют взаимозависимое происхождение. Поскольку они зависят от причин, у них нет ни единой частицы, которая обладала бы независимым субстанциональным существованием. Поскольку все постоянные объекты зависят от своих частей, они также имеют взаимозависимое происхождение.

 

© перевод лекции Геше Тинлея

05.03.14
10
0 ответов
Опубликовать в социальных сетях

Рекомендуем личную консультацию

Джалус

Эмчи-лама (доктор тибетской медицины), парапсихолог и целитель. ༒ Для помощи в разрешении трудностей разного рода применяю тибетские ритуалы, направленные на гармонизацию различных сфер жизни, Рэйки, гадание, психологическую поддержку. . Диагности Узнать подробнее
Посмотреть всех экспертов из раздела Религия > Буддизм


Комментариев пока нет