О Трех Основах Пути. Продолжение - блог №976498

Как я вам уже говорил, взаимозависимое происхождение рассматривается в буддизме на трех разных уровнях. Первый уровень взаимозависимого происхождения – это зависимость от причин.

Радуга существует не так, как она вами воспринимается, потому что радуга зависит от причин. Что является причинами в данном случае? Это соединение света и капель дождя, при наложении этих двух факторов возникает радуга. Поэтому нет никакой радуги, которая существовала бы со своей стороны, со стороны объекта, поскольку эта радуга зависит от этих причин. В буддизме считается, что всѐ зависящее от причин не имеет самобытия.

Второй уровень взаимозависимого происхождения – это зависимость от частей, зависимость целого от частей. Например, пространствозависит от своих частей. Без частей пространства невозможно говорить о самом пространстве. Все постоянные феномены – несубстанциональны, но они зависят от своих частей.

Третий уровень взаимозависимого происхождения признаѐтся только школой Прасангика Мадхьямика, более низкие по отношению к Прасангике школы не принимают этот уровень. Как вы уже знаете, Прасангика Мадхьямика – это высшая философская школа буддизма. Уровень взаимозависимого происхождения, о котором говорит эта школа, определяется зависимостью от наименования. Прасангика Мадхьямика утверждает, что все феномены имеют номинальное существование. Если вы можете доказать, что все феномены существуют только номинально, то вы также сможете доказать, что все феномены пусты от самобытия и от истинного существования.

С точки зрения Прасангики Мадхьямики, нет ничего, что имело бы субстанциональное существование, поскольку не существует неделимых частиц. Так как нет неделимых частиц, то нет и субстанционального существования. Если бы было нечто субстанционально существующее, то это была бы некая субстанция, которая представляла бы собой неделимую частицу, строительный материал вселенной. Это была бы фундаментальная субстанция. В буддизме доказывается, что не существует такой неделимой частицы, которая могла бы быть основой для материи всего мира.

Некоторые ученые полагают, что неделимые частицы всѐ же существуют. Давайте проведѐм логический анализ возможности существования такой частицы. Мысленно увеличим такую частицу, чтобы это было легче представить. Здесь представлено изображение частицы в виде кубика. Давайте проанализируем, есть ли у этой частицы восточная и западная стороны? Если у этой частицы есть восточная и западная стороны, то это означает, что восточная часть не касается западной, получается, что это две отдельные друг от друга части одной и той же частицы. В таком случае частица уже не является неделимой, поскольку у нее есть части.

С другой стороны, буддийская логика утверждает что, если бы у этой частицы не было восточной и западной частей, то между еѐ сторонами была бы пустота, и, следовательно, она бы сама не существовала. Если такая частица существует, у нее должны быть части, если у неѐ нет частей, то она не существует.

Вопрос: А если она круглая?

Ответ: Даже у круглых предметов есть восток и запад. Наша Земля тоже круглая, однако, у неѐ есть восток, запад и т. д. Нет совершенно никакой разницы, является ли предмет круглым, треугольным или квадратным. У него в любом случае должен быть восток и запад, север и юг.

Вопрос: А если предмет плоский?

Ответ: У плоских предметов тоже есть части. У всего, что является формой, есть стороны, части или полюса: восток, запад, юг, север. Либо, по крайней мере, можно выделить правую и левую части этого предмета, или же верх и низ. Таков результат общего анализа.

Необходимо понять эти три уровня взаимозависимого происхождения, благодаря этому пониманию, мы сможем постичь абсолютную природу феноменов. Когда Лама Цонкапа говорил, что необходимо понять взаимозависимое происхождение, под этим он подразумевал эти три вышеупомянутых уровня взаимозависимого происхождения. Особенно надо стремиться к пониманию третьего уровня взаимозависимого происхождения, то есть зависимости от простого обозначения. Понять, что все феномены существуют просто номинально – сложнее всего.

 

© перевод лекции Геше Тинлея

05.03.14
280
1 ответ
Опубликовать в социальных сетях

Рекомендуем личную консультацию

Джалус

Модератор. ༁
Посмотреть всех экспертов из раздела Религия > Буддизм


Комментарии

Благодарю Джалус!

05.03.14
Пользуйтесь нашим приложением Доступно на Google Play Загрузите в App Store