О Трех Основах Пути. Продолжение

Буддизм опровергает существование постоянного, неделимого и независимого атмана. Считается, что «я» имеет взаимозависимое происхождение. Если бы «я» обладало всеми характеристиками атмана, тогда во время ходьбы вы не могли бы сказать: «Я иду», потому что тело – это не «я». Также, когда кто-то видит ваше тело, нельзя сказать: «Меня видят», ведь никто не может вас увидеть, вы невидимы. Ваше тело – это не вы, вы – это атман, находящийся в вашем теле, но его никто увидеть не может.

Если считать, что «я» – это атман, то может возникнуть следующий диспут: «Можно ли вас увидеть?» Если вы ответите положительно, то следующий вопрос будем таким: «Что наблюдается, когда вас видят?» Очевидно, что наблюдается ваше тело. Однако вы это атман, который находится внутри этого тела. Атман невидим, как же возможно тогда говорить, что вас видят? Из этого можно сделать абсурдный вывод, что вас никто не может увидеть. Это противоречит обыденной мирской достоверности.

Также вам необходимо признать, что вы не едите пищу, потому что пищу ест ваше тело, а не атман. Если вы не понимаете теорию взаимозависимого происхождения и признаѐте теорию существования атмана, то ваши взгляды очень противоречивы, в них возникает множество логических несоответствий. «Я», являясь зависимым от тела и ума, не может быть постоянным, неделимым и независимым. То же самое и в случае с водой, поскольку она зависит от соединения кислорода с водородом, она не может быть независимой.

Точно так же, поскольку «я» зависит от соединения тела и ума, когда идѐт ваше тело, вы говорите: «Я иду». Когда у машины движутся колеса, говорят, что машина едет. Прикоснувшись к верхней части машины, вы говорите: «Я прикоснулся к машине». Но, строго говоря, верхняя часть машины не является машиной, остальные части машины по отдельности тоже не являются машиной. Такой анализ предмета является абсолютным. Тем не менее, с точки зрения относительного анализа, все детали машины собранные в определенной конфигурации называются машиной, поэтому мы и можем сказать, что прикасаемся к машине.

Понимая, что «я» зависит от сочетания тела и ума, вы приходите к выводу, что благодаря этому оно пусто от независимого, субстанционального существования. Чем больше вы понимаете, что «я» зависит от тела и ума, тем больше вы понимаете, что «я» пусто от независимого, субстанционального существования. В таком случае вы правильно понимаете пустоту «я» на самом низком уровне. Именно в силу понимания взаимозависимого происхождения, вы можете отрицать объект, подлежащий отрицанию.

 

© перевод лекции Геше Тинлея

06.03.14
9
0 ответов
Опубликовать в социальных сетях

Рекомендуем личную консультацию

Джалус

Эмчи-лама (доктор тибетской медицины), парапсихолог и целитель. ༒ Для помощи в разрешении трудностей разного рода применяю тибетские ритуалы, направленные на гармонизацию различных сфер жизни, Рэйки, гадание, психологическую поддержку. . Диагности Узнать подробнее
Посмотреть всех экспертов из раздела Религия > Буддизм


Комментариев пока нет