О Трех Основах Пути. Продолжение

У достоверной основы для наименования объекта должно быть три характеристики. Первая характеристика – достоверная основа должна быть хорошо известна массовому сознанию как основа для обозначения конкретного объекта.

Допустим, я изобрел какой-то предмет, рекламирую его на телевидении, описывая новизну, свойства, внешний вид, и даю предмету название. После этого всем зрителям становится известно, что отныне все то, что обладает определенным набором признаков, называется так. Этот объект воспринимается массовым сознанием как основа для определенного обозначения. Точно также, это место, например, хорошо известно всем как Москва.

Если вы назовете его Санкт-Петербургом, над вами будут смеяться. Но, в действительности, ни Москва, ни Санкт-Петербург не имеют ни малейшего субстанционального существования, а только лишь номинальное. Несмотря на это, вы все-таки не можете назвать это место Санкт-Петербургом, потому что основа для обозначения «Москва» всем хорошо известна. Поэтому, подлетая на самолете к какому-либо московскому аэропорту, видя сверху дома и огни, вы сразу говорите, что видите Москву, потому что видите основу для ее обозначения. Ваш ум незаметно для вас, накладывает на эту основу обозначение «Москва» и уже в следующее мгновение Москва кажется вам существующей объективно.

Другой пример, когда вы едете в машине, вам кажется, что сбоку деревья движутся в другую сторону, хотя они стоят на месте. У вас возникает иллюзия движущихся деревьев только потому, что едет машина. То есть то, что вы видите – это иллюзия. Точно также, несмотря на то, что Москва существует только номинально, вы в силу непонимания ее абсолютного способа существования, как только видите основу, моментально накладываете на нее название, и уже в следующий момент Москва кажется вам конкретной, существующей со стороны объекта, и вы говорите: «Как прекрасна Москва». Но в действительности Москва, как и Бодхгайя, место, где Будда достиг просветления, подобна отражению Луны в озере, по его словам. Несмотря на то, что появляется это отражение, со стороны объекта в нем нет ни единого атома Луны. Вы, ваши друзья и враги – все подобны такому отражению. Видя основу, вы моментально накладываете на нее обозначение, например, друга или врага, и вслед за этим появляется очень много концепций и суждений. К объектам, которых вы назвали своими друзьями, возникает привязанность, к объектам, которых вы назвали своими врагами, – отвращение, ненависть. Хотя, со стороны объекта в нем нет никакого врага, потому что того, кого в прошлом году вы считали своим врагом, в этом году можете сделать уже своим другом.

Если бы в предмете был объективно существующий враг, то он должен был бы всегда быть им. Проанализируйте, что такое враг. Это человек, который сказал вам что-то неприятное, пожелал вам плохого или стал с вами в чем-то соперничать, и вы уже мысленно накладываете на него обозначение «враг», а через мгновение вам является этот враг, то есть возникает иллюзия врага, который существует со стороны объекта независимо от обозначения мыслью, которое вы ему присвоили.

Поэтому, как сказал Будда, до того как вы познаете пустоту напрямую, все ваши виды восприятия обманчивы. Это означает, что мы видим не реальность, а галлюцинации, в силу которых у нас появляется много сансарических планов, и мы вновь и вновь вращаемся в сансаре, думая, что для того, чтобы сделать счастливыми себя и своих друзей, чтобы уничтожить своих врагов, мы должны сделать то-то и то-то. Столько мы всяких планов начинаем реализовывать, которые называются экономика, политэкономия, науки, менеджмент, читаем толстые книги на эти темы, а результаты всегда у нас одни и те же.

В древности люди не изучали столько трудов по политике и экономике, у них было больше времени, им хватало пищи, жизнь для них была простой, они были более счастливы. Сейчас же написано множество книг, жизнь сильно усложнилась, и у людей больше растерянности. Все эти ошибки возникают из-за того, что мы не понимаем реальности, поэтому все наши планы построены на наших галлюцинациях, и следовательно, кончаются крахом.

 

© перевод лекции Геше Тинлея

07.03.14
12
0 ответов
Опубликовать в социальных сетях

Рекомендуем личную консультацию

Джалус

Эмчи-лама (доктор тибетской медицины), парапсихолог и целитель. ༒ Для помощи в разрешении трудностей разного рода применяю тибетские ритуалы, направленные на гармонизацию различных сфер жизни, Рэйки, гадание, психологическую поддержку. . Диагности Узнать подробнее
Посмотреть всех экспертов из раздела Религия > Буддизм


Комментариев пока нет