О Трех Основах Пути. Продолжение

Что мы должны отрицать в пустоте? В анализе нашего «Я» можно выделить четыре фактора: номинально существующее «Я», самосущее «Я», видимость самосущего «Я» и цепляние за самосущее «Я». Эти четыре фактора не являются синонимами, они обозначают совершенно разные вещи.

Первый фактор – номинально существующее «Я» – это относительная или условная реальность вашего «Я», то есть просто название, данное вашему телу и уму. Второй фактор – самосущее «Я». Такого «Я» вообще не существует. Самобытие или истинное существование «Я» в данном случае означает существование со стороны объекта вне зависимости от обозначения мыслью. Это и есть объект отрицания. В пустоте вы отрицаете именно это. Третий фактор – видимость самосущего «Я». Что это?

Приведу пример. Когда вы едете в машине, вы видите движущиеся деревья. В данном случае они подобны самосущему «Я». Никаких движущихся деревьев нет, как нет и самосущего «Я», существует лишь их видимость. Поэтому в пустоте вы не отрицаете видимость самобытия, вы отрицаете само самобытие. Когда вы едете в машине, вы не думаете о том, что не существует видимости движущихся деревьев, вы знаете, что она есть, то есть вы воспринимаете это и знаете, что объект этого восприятия существует, но вы знаете, что не существует самих движущихся деревьев.

Точно также существует видимость самосущего «Я» и самобытия явлений, вы не отрицаете эту видимость, вы отрицаете само самосущее «Я», которое подобно движущимся деревьям. Как в силу вашей зрительной галлюцинации, у вас появилась видимость движущихся деревьев, также в силу отсутствия мудрости и присутствия неведения в вашем сознании, вы воспринимаете видимость самосущего «Я». Но движущихся деревьев не существовало изначально также, как и самосущего «Я», поэтому отсутствие самобытия называется пустотой, и потому Будда сказал, что вне зависимости от того, пришел Будда или нет пустота явлений всегда была, есть и будет.

Эта философия пришла к нам в Тибет от великих махасиддхов Индии, таких как Нагарджуна и Чандракирти, потом мы перевели эти философские труды на тибетский язык. В наши дни многие ученые уже начали соглашаться с воззрениями Нагарджуны, считая, что невозможно исследовать предмет полностью объективно, многое зависит от субъективного сознания, которое его исследует. Я здесь пытаюсь передать вам в сжатой форме самую суть учения о пустоте, чтобы у вас сложилось некоторое представление о том, что это такое, полностью это учение я вам передать за такое короткое время не могу, оно очень обширно.

 

© перевод лекции Геше Тинлея

08.03.14
9
0 ответов
Опубликовать в социальных сетях

Рекомендуем личную консультацию

Джалус

Эмчи-лама (доктор тибетской медицины), парапсихолог и целитель. ༒ Для помощи в разрешении трудностей разного рода применяю тибетские ритуалы, направленные на гармонизацию различных сфер жизни, Рэйки, гадание, психологическую поддержку. . Диагности Узнать подробнее
Посмотреть всех экспертов из раздела Религия > Буддизм


Комментариев пока нет