О Трех Основах Пути. Продолжение

Анализируя, что такое чашка, каким образом она существует, вы приходите к выводу, что это просто наименование, присвоенное данной основе. Когда в Мадхьямике Прасангике ведется речь о том, что все существует просто номинально, то имеется в виду не просто голое название, а подразумевается тесная взаимосвязь между названием и основой, на которую накладывается это название. То есть, чтобы дать чему-либо наименование, необходима объектная основа. Если объектной основы, которую можно было бы как-то назвать, нет, значит, то, что вы называете, будет несуществующим.

Несмотря на то, что все существует просто номинально, если я укажу на кого-то из присутствующих в этом зале и скажу, что это президент, этот человек не станет президентом, потому что здесь отсутствует объектная основа для обозначения «президент». Если же этот присутствующий в будущем победит на выборах, то появится основа для обозначения «президент». Тогда, если я назову этого человека президентом, начнет существовать президент, но его существование, опять же, будет просто номинальным.

Тем не менее, название, данное ему, будет тесно связано с основой для этого названия. Поэтому смысл понятия «номинальное существование» в Мадхьямике Прасангике и в низших школах различен. В низших школах под номинальным существованием понимается просто название в отрыве от объектной основы.

Далее в тексте объясняется, каким образом мы даем предметам наименование. Например, в каком-то доме есть три комнаты. Пока вы не определили этот объект как дом, не обозначили объектную основу, это всего лишь три комнаты. Дом начинает существовать с того момента, когда вы определили основу, сказав, что это спальня, это гостиная, это столовая. Если вы измените декорации в этих комнатах и назовете их после этого: спальня, алтарная комната и гостиная, – эти три различных вида комнат начнут существовать как отдельные друг от друга помещения. Когда вы в дальнейшем будете видеть эти комнаты, они вам будут являться уже как существующие со стороны объекта: алтарная комната, спальня и гостиная, – как будто они всегда такими и были. Однако, до того, как вы разделили эти комнаты, присвоив им названия, они не были спальней, алтарной комнатой и гостиной, несмотря на то, что существовали и раньше. Следовательно, спальня, алтарная комната, гостиная – это всего лишь наименования, данные вашей мыслью. Поэтому вы можете легко сказать, что они существуют просто номинально.

Также существуют и другие объекты, в частности «Я». Это всего лишь название, данное объектным основам – телу и уму. Поскольку «Я» существует номинально, следовательно, у него отсутствует существование со стороны объекта вне зависимости от обозначения мыслью. Поэтому, что касается относительной и абсолютной истин, с одной стороны, относительная истина говорит о том, как вещи существуют, с другой стороны, абсолютная истина говорит о том, как вещи не существуют. Как вещи существуют? Просто номинально. Как существует «Я»? Просто номинально, как название, данное телу и уму. Как «Я» не существует? «Я» не существует таким, каким вы его воспринимаете – как нечто существующее со стороны объекта вне зависимости от обозначения мыслью. Такого существования «Я» лишено.

 

© перевод лекции Геше Тинлея

09.03.14
13
0 ответов
Опубликовать в социальных сетях

Рекомендуем личную консультацию

Джалус

Эмчи-лама (доктор тибетской медицины), парапсихолог и целитель. ༒ Для помощи в разрешении трудностей разного рода применяю тибетские ритуалы, направленные на гармонизацию различных сфер жизни, Рэйки, гадание, психологическую поддержку. . Диагности Узнать подробнее
Посмотреть всех экспертов из раздела Религия > Буддизм


Комментариев пока нет