О Трех Основах Пути. Продолжение

Лама Цонкапа также говорил, что существует большая разница между тем, что не является объектом абсолютного анализа и тем, чему абсолютным анализом нанесен ущерб. Когда вы находитесь в однонаправленном сосредоточении на пустоте, то абсолютный анализ, который вы производите в этот момент, не способен увидеть относительные предметы, потому что эти предметы являются объектами совершенно другого анализа. Чашка, например, является объектом вашего зрительного сознания, а звук – нет. Если вы глазами, то есть зрительным сознанием, не способны увидеть звук, то вы не можете на основе этого утверждать, что звука не существует. Аналогично вы не можете утверждать, что стол и чашка не существуют, потому что их не может увидеть арья. Дело в том, что арья, пребывающий в медитативном равновесии, производит абсолютный анализ, он не может в это время увидеть ни стол, ни чашку, потому что это объекты относительного анализа. Поэтому, чашка и стол существуют, как все относительно достоверное.

Если во время диспута вас спросят, существуете ли вы, не говорите, что одновременно существуете и не существуете. Такие объяснения были очень популярны в Тибете до прихода Ламы Цонкапы: «Я не существую, потому что меня не видит арья в состоянии медитативного равновесия, но нельзя сказать, что я вообще не существую, потому что я – основа сансары». Такой ответ нелогичен. Раньше у людей была такая логика во время диспутов: «Если вы утверждаете, что я существую, потому что факт моего существования устанавливает относительный анализ, то вы можете с равным успехом утверждать, что вы не существуете, потому что факт вашего существования не устанавливает абсолютный анализ». То есть считалось, что абсолютный и относительный анализ – это одно и то же.

Какой анализ более мощный: относительный или абсолютный? Предположим, что абсолютный. Здесь надо признать, что в ходе абсолютного анализа невозможно увидеть ни вас, ни стола, ни чашки, поэтому придется придти к выводу, что всего этого не существует. Но правильный ответ, как я вам уже говорил: и относительный анализ, и абсолютный – оба достоверны. Невозможно сказать, что сознание слуха мощнее зрительного сознания, они оба являются одинаково мощными. Сознание слуха может воспринимать звуки. Здесь сознание слуха можно уподобить относительному анализу. Зрительным сознанием звук увидеть невозможно. Вы говорите, что звук существует, потому что сознание слуха слышит звук. Вы не можете утверждать, что звука не существует, потому что зрительное сознание не видит звука. Звук – это объект не зрительного сознания, а сознания слуха.

Следовательно, чашка, стол, – все это объекты относительного, но не абсолютного анализа, поэтому они существуют. Исходя из этого, если лама есть в Москве, вы можете совершенно точно утверждать, что в нашем мире есть лама, но это не означает, что лама должен быть повсюду. Если ламы нет в Москве, вы уже не можете говорить, что в мире нет ламы. Поняв этот секрет, вы сможете с полным знанием дела утверждать, что есть относительная достоверность: «Я существую, но мое «Я» существует не так, как я его воспринимаю».

Видя движущиеся деревья, вы говорите, что деревья существуют, но движущиеся деревья не существуют. Поэтому, во время диспутов, если кто-то спросит вас, существуете ли вы, вы должны сказать, что существуете. Не надо говорить, что вы и существуете, и не существуете. Это нелогичный ответ. Даже если вы обретете прямое познание пустоты, и после этого будете так говорить, вы будете противоречить логике. Если вы, воспринимая напрямую пустоту чашки, будете говорить, что эта чашка одновременно существует и не существует, ваши слова будут нелогичны. В этом случае вы не будете владеть одной теорией логики, которая гласит, что если нечто существует в каком-то месте, то, следовательно, оно существует вообще, если нечто не существует в каком-то месте, нельзя утверждать, что его нет вообще. Это интересная и необычная теория, мне она очень нравится. Поскольку я владею этой теорией, я не вижу никаких противоречий между относительной и абсолютной истинами.

 

 

© перевод лекции Геше Тинлея

10.03.14
8
0 ответов
Опубликовать в социальных сетях

Рекомендуем личную консультацию

Джалус

Эмчи-лама (доктор тибетской медицины), парапсихолог и целитель. ༒ Для помощи в разрешении трудностей разного рода применяю тибетские ритуалы, направленные на гармонизацию различных сфер жизни, Рэйки, гадание, психологическую поддержку. . Диагности Узнать подробнее
Посмотреть всех экспертов из раздела Религия > Буддизм


Комментариев пока нет