О Трех Основах Пути. Продолжение

А теперь вернемся к коренному тексту«Три основы пути».

«Любой, кто осознал непреложность [закона] причинности всех феноменов сансары и нирваны, и для кого все до единого феномены при [доскональном] анализе полностью исчезают, вступил на путь, радующий будд».

Здесь говорится, что, с одной стороны, вы можете установить факт существования всех объектов: «Я существую, мое тело существует, этот дом существует, все существует», – и не будет никакой логической погрешности в этом утверждении. Вы также сможете установить непогрешимость закона кармы.

Каким образом вы сможете все это сделать? Благодаря точному пониманию принципа взаимозависимого происхождения. Вы также поймете, что «Я» существует просто номинально, но номинально существующее «Я» способно действовать. Какую бы карму оно ни создало, такие результаты оно и испытает. Номинально существующее «Я» может умереть и переродиться. Это существует, так же как и Четыре Благородные Истины.

Номинально существующее «Я» также может стать буддой. О чем бы с вами ни спорили, ваши оппоненты не смогут в этих утверждениях обнаружить никаких логических противоречий. Это с одной стороны. С другой стороны, вы сможете установить также и то, что «Я» пусто от самобытия, и объект вашего цепляния исчезнет. Благодаря пониманию, как именно существует «Я», у вас исчезнет объект, за который вы цепляетесь, вы осознаете, что поскольку «Я» существует просто номинально, оно пусто от существования со стороны объекта вне зависимости от обозначения мыслью. Если вы достигли такого понимания, значит, вы идете по пути, который радует будд. В противном случае вы не сможете установить ни факт существования «Я», ни факт его несуществования, потому что ваше утверждение о существовании «Я» будет противоречить абсолютному анализу, ваше утверждение о том, что «Я» не существует, будет противоречить относительному анализу. В этом случае, вы никуда не будете двигаться.

«Пока, с одной стороны, непреложный закон взаимозависимости явлений, а с другой стороны – пустота, в которой ничего не утверждается, воспринимаются раздельно, мысль Будды Шакьямуни еще не постигнута».

Здесь говорится о признаках непонимания воззрения Будды. Когда вы говорите о пустоте от самобытия, от истинного существования, вы не можете установить тот факт, что данный предмет существует. С другой стороны, когда вы говорите о том, что «Я» существует, чашка существует, вы не можете установить абсолютную природу этих объектов. То есть, вы не можете одновременно установить в одном и том же объекте наличие двух истин. Если вы не понимаете, что эти две истины – относительная и абсолютная – два различных аспекта одного целого, значит, вы неправильно или не полностью понимаете воззрение Будды.

Предположим, кто-то вас спрашивает, существуете ли вы. Вы отвечаете, что существуете. Тогда ваш оппонент говорит: «Что ты такое? Ты – это твое тело или ум? Если твое тело – это не ты и твой ум – это не ты, то где же ты?»

Вы скажете, что существуете номинально. В ответ вы можете услышать: «Что такое номинально? Если ты номинален, то я тебя не смогу увидеть, потому что ни твое тело, ни твой ум – это не номинально существующее «Я». Я вижу твое тело. Тело – это не ты. Если тело – это не ты, как я могу тебя увидеть. Если твое тело – это не ты, то если тебя кто-то ударит, ты не можешь утверждать, что тебя ударили. Если ты существуешь просто номинально, то другой человек не может увидеть номинально существующего тебя, тогда как он может тебя ударить?»

Если вы не сможете достойно возразить оппоненту, который будет выдвигать такие контраргументы, значит, вы еще неправильно понимаете пустоту. Вы не понимаете единство двух истин и, устанавливая относительную достоверность, вы в тоже время не способны установить абсолютную достоверность, и наоборот. Подумайте об этом, потому что я не могу вам каждый раз сообщать ответы на все вопросы. Если вы сами будете об этом думать, то постепенно учение откроется вам, и вы начнете понимать. На самом деле я дал вам уже ответ на этот вопрос, но он улетучился из вашего ума вместе с другими словами.

 

 

© перевод лекции Геше Тинлея

10.03.14
12
0 ответов
Опубликовать в социальных сетях

Рекомендуем личную консультацию

Джалус

Эмчи-лама (доктор тибетской медицины), парапсихолог и целитель. ༒ Для помощи в разрешении трудностей разного рода применяю тибетские ритуалы, направленные на гармонизацию различных сфер жизни, Рэйки, гадание, психологическую поддержку. . Диагности Узнать подробнее
Посмотреть всех экспертов из раздела Религия > Буддизм


Комментариев пока нет