О Трех Основах Пути. Продолжение

Здесь мы сейчас дошли до третьего пункта, третьего раздела нашей темы — признаков неполного абсолютного анализа.

Если вы ведете речь об относительной истине, то одновременно вы не можете установить абсолютную истину. То есть вы говорите: я существую, этот стол существует, и то и другое существует зависимо. Но если кто-то в этот момент спросит вас: «а где здесь стол, где здесь я?», — то вам это покажется противоречием. Вы говорите: я существую — это взаимозависимое я. Но если я в этот момент вас спрошу: а где, какая часть это ты, какая твоя часть — ты? Твоя голова — это ты, твой живот — это ты, где тут ты? То в этот момент у вас возникнет противоречие. И если вы поймете, что ум — это не вы, то вы поймете, что на ваше «Я» нельзя указать пальцем, и вы придете к выводу, что «Я» не существует. Итак, когда вы устанавливаете или обосновываете относительную истину, в то же самое время, вы не можете обосновать существование абсолютной истины. Если у вас возникают такие трудности, то значит вы еще не поняли воззрения Будды.

Затем, когда вы начинаете думать о пустоте: я пуст от самобытия, все феномены также пусты от самобытия, все живые существа пусты от самобытия, вы не можете породить сострадание. Если нет самосущих живых существ, значит нет самосущего страдания. Зачем же мне сострадать кому-то. И вы становитесь очень черствым человеком. Если у вас такие чувства возникают — значит вы не поняли воззрения Будды.

Иногда люди, которые медитируют на Дзен, занимаются Дзеном и даже некоторые люди, которые занимаются Махамудрой и Дзогченом, не могут породить в себе сострадание. Их ум все больше и больше черствеет. Я не про всех говорю, но у многих людей такое бывает, может быть у 90% людей. Вот эти люди неправильно понимают воззрение, их ум становится все более и более черствым, и все для них — просто ясность и осознавание. Для них нет ничего истинно существующего, ничего самосущего и сострадания тоже нет, и бодхичитты нет. Несмотря на то, что они говорят о воззрении мадхьямики, в действительности они впадают в крайность — крайность нигилизма.

До тех пор пока понимание пустоты и взаимозависимого происхождения не являются для вас взаимодополняющими, пока понимание взаимозависимого существования «Я» не дополняет пустоты «Я», и наоборот, и пока эти два аспекта вы видите как нечто противоречащее друг другу, вы не поняли еще воззрения Будды. Итак, вы должны сами себя оценивать и сами себя проверять, никто другой вам не скажет, что вы достигли правильного понимания прасангики. Когда вы медитируете на пустоту, проверьте себя, можете ли вы в это время породить в себе сострадание или нет. Когда вы медитируете на пустоту, вы не видите никаких живых существ — это правда. И в это время вы не можете породить сострадание. Вы должны понимать: да, живые существа пусты от самобытия, но они существуют номинально, они существуют. Поскольку они существуют номинально, то и они пусты от самобытия. Но номинальные страдания они все же испытывают. Итак, понимание пустоты должно помочь вам понять номинальное существование живых существ. А понимание номинального существования живых существ должно внушить вам чувство сострадания.

Четвертая часть – это признаки полноты анализа воззрения. Я только что уже объяснил вам, вместе с третьей частью.

Вам интересно? Если вы не понимаете все на 100%, то даже небольшое понимание и то принесет вам большую пользу. Потому что эта теория никогда не изменится, это наивысшая мудрость и неизменная мудрость, потому что она основана на законе самой природы. А большая часть того, что вы изучали в учебных учреждениях — это законы, которые были созданы людьми. И на основе этих законов уже вы разрабатываете разнообразные теории. То есть все эти законы, такие как законы экономики, останутся в этом мире до тех пор, пока не изменятся эти законы, а когда они изменятся, то не будет и вытекающих из них наук и теорий. Политология может измениться, и тогда вам придется заново учиться, учиться уже новой экономике и новой политологии. Но вот это знание существовало миллиарды и миллиарды лет назад, существует сейчас и будет существовать в будущем. Где бы вы ни родились, везде будет существовать это знание, потому что везде будет существовать то, что описано в этом знании. Где бы вы ни оказались — в России или в Америке, везде это знание будет совершенно и безупречно.

 

 

© перевод лекции Геше Тинлея

12.03.14
11
0 ответов
Опубликовать в социальных сетях

Рекомендуем личную консультацию

Джалус

Эмчи-лама (доктор тибетской медицины), парапсихолог и целитель. ༒ Для помощи в разрешении трудностей разного рода применяю тибетские ритуалы, направленные на гармонизацию различных сфер жизни, Рэйки, гадание, психологическую поддержку. . Диагности Узнать подробнее
Посмотреть всех экспертов из раздела Религия > Буддизм


Комментариев пока нет