О Трех Основах Пути. Продолжение - блог №988592

Если есть это самосущее «я», то это «я» должно существовать со стороны объекта, вне зависимости от наименования, данного вашей мыслью. И если вы проверите себя, то вы поймете, что у нашего ума это качество врожденное, то есть нашему уму свойственно думать, что «я» существует со стороны объекта, вне зависимости от вашего умственного или мысленного обозначения. Кхедруб Ринпоче провел очень детальный и тщательный анализ того, каким именно «я» представляется вашему уму. Кхедруб Ринпоче сказал: для того, чтобы в вашем сознании проявилась концепция о «я», сначала вашему уму является либо ваше тело, либо ваш ум. И то и другое служит основой дляобозначения «я». Когда одна из этих основ воспринимается умом или является уму, ваш ум моментально накладывает на нее обозначение «я». Потому что именно эти две основы являются основой для обозначения «я».

Что происходит, когда вы видите лес, когда вам является лес? Сначала вы воспринимаете деревья, одно, два, три дерева, или скопление деревьев. И ни одно из этих деревьев не будет лесом. Но когда они являются перед вашим умом, он моментально накладывает на них название «лес». Точно так же, когда ваше тело либо ваш ум воспринимается вами, вашим умом, как одна из основ для «я», своим сознанием вы моментально накладываете обозначение «я». Вы воспринимаете номинально существующее «я», и в следующий момент начинаете воспринимать это «я» как нечто существующее со стороны объекта вне зависимости от данного вами обозначения.

Итак, ум очень быстро, моментально накладывает обозначение на предмет, но мы не отдаем себе отчета в этом, это происходит так быстро, что мы либо не отдаем отчета, либо моментально об этом забываем, и начинаем воспринимать этот предмет как уже существующий со своей стороны, вне зависимости от данного обозначения. Исследуйте любой объект, любой предмет, и вы поймете, что вы на каждый из них накладываете какое- то обозначение, но забываете об этом и считаете, что все эти предметы существуют со стороны объекта, вне зависимости от названия, присвоенного вами мысленно.

Возьмем совершенно незнакомого вам человека, новичка, который пришел. Вы его видите, вы ничего про него не знаете, но первое, что вы делаете — даете ему мысленно какое-то обозначение, название:«человек», «русский», «американец», «тибетец». И уже в следующее мгновение этот человек видится вам как какой-то американец, существующий со стороны объекта вне зависимости от обозначения, присвоенного вашей мыслью. Возьмем также эту чашку, к примеру. Когда мы ее видим, наш ум настолько привык к тому, что вот это является основой для обозначения «чашка», что мы автоматически даем ей наименование «чашка». Когда потом я говорю вам: это — чашка, все соглашаются и говорят: да, чашка. Но совсем не по тому, что эта чашка существует со стороны объекта, вне зависимости от данного ей наименования, просто потому лишь, что нашему концептуальному уму эта основа очень хорошо известна, как основа для наименования «чашка».

Нет более глубокой причины, чем эта. Если наш ум привык к тому, что это — основа для обозначения «стол», то в случае, если я назвал бы ее «чашкой», вы бы со мной не согласились. Вы бы сказали: Геше Тинлей сумасшедший, это никакая не чашка, это — стол. И при этом вы воспринимали бы эту основу как некий стол, существующий со стороны объекта. Итак, эта чашка существует просто номинально, потому что, если бы она существовала со стороны объекта, вне зависимости от обозначения мыслью, она должна была бы восприниматься как чашка каждым, любым живым существом. Но для крошечного насекомого это никакая не чашка, а большой контейнер. И они же, насекомые, воспринимают это как некий огромнейший контейнер, пустой внутри, и тоже дают такое наименование, хотя они делают это не вербально, но все равно, они именно так воспринимают. Везде, где существует сознание, существует и процесс наименования. Прасангика Мадхьямика утверждает, что все, что мы познаем, мы познаем через наименование. Без наименования мы ничего познать не можем. Феномен или нефеномен — это тоже наименование, тоже процесс наименования. Существующее или несуществующее — это тоже названия.

 

 

© перевод лекции Геше Тинлея

14.03.14
283
2 ответа
Опубликовать в социальных сетях

Рекомендуем личную консультацию

Джалус

Модератор. ༁
Посмотреть всех экспертов из раздела Религия > Буддизм


Комментарии

Спасибо)

14.03.14

Спасибо!

15.03.14
Пользуйтесь нашим приложением Доступно на Google Play Загрузите в App Store