О Трех Основах Пути. Продолжение

Поэтому в «Сутре Сердца» Авалокитешвара говорит: форма есть пустота, пустота есть форма. Здесь Авалокитешвара говорит, что смысл формы и смысл пустоты заключается в одном и том же, смысл взаимозависимого происхождения и смысл пустоты — в одном и том же. Авалокитешвара этим не хотел сказать, что пустота и взаимозависимое происхождение — это одно и тоже. Это не может быть одним и тем же. Потому что взаимозависимое происхождение — это функциональный феномен, зависящий от причин. А пустота — это постоянный феномен, потому что это простое отсутствие отрицаемого объекта.

Например, ваша голова пуста от рогов. Это тоже феномен. Феномен не обязательно должен быть утверждением, феномен также может быть и отрицанием. Дело в том, что, согласно буддийской логике, если у вас нет на голове отсутствия рогов, то, значит, у вас на голове должны быть рога. Но поскольку на вашей голове отсутствуют рога, то у вас никаких рогов на голове нет. Вот таков феномен отрицания или негатив. Таков феномен, который мы называем отрицанием или негативом, и смысл которого в простом отсутствии чего-то.

«Я» пусто от самобытия, пустота «я» от самобытия — это феномен, и этот феномен негативный. В буддизме различают два вида феноменов: феномен утверждения и феномен отрицания, или феномен аффирматив и феномен негатив. Аффирмативные феномены — это что? Это стол, чашка, все вокруг нас.

Взаимозависимое происхождение — это тоже аффирмативный феномен. А пустота — это негатив, негативный феномен. Пустота «я» означает «я», пустое от самобытия, вот что такое пустота «я». Итак, «я», пустое от самобытия и взаимозависимое «я» — это не одно и то же. Если бы это было одним и тем же, то возникали бы логические трудности, потому что «я» пустое от самобытия — это постоянный феномен, а взаимозависимое «я» — это непостоянный феномен. Тогда пришлось бы выбирать, постоянно ваше «я» или не постоянно, что-то одно из двух только может быть. Если вы не понимаете или неправильно понимаете смысл утверждения «Сутры Сердца»: форма есть пустота, а пустота есть форма, то у вас возникнет множество логических противоречий.

Тогда возникнет следующий диспут. Форма постоянна, потому что форма, как утверждается — пустота. В «Сутре Сердца» сказано: форма — это пустота. Если форма это пустота, форма должна быть постоянной, потому что пустота постоянна. Такова буддийская логика. Если А — это С, и учитывая, что все С — это В, то, следовательно, А должно быть В. Таков силлогизм буддийский. Если форма есть пустота, а пустота это нечто постоянное, то если нечто пустота, оно должно быть постоянным. Здесь есть такое охватывание, в данной ситуации, или следствие логическое. И, следовательно, форма должна быть постоянной, потому что форма — это пустота.

 

 

© перевод лекции Геше Тинлея

15.03.14
11
0 ответов
Опубликовать в социальных сетях

Рекомендуем личную консультацию

Джалус

Эмчи-лама (доктор тибетской медицины), парапсихолог и целитель. ༒ Для помощи в разрешении трудностей разного рода применяю тибетские ритуалы, направленные на гармонизацию различных сфер жизни, Рэйки, гадание, психологическую поддержку. . Диагности Узнать подробнее
Посмотреть всех экспертов из раздела Религия > Буддизм


Комментариев пока нет