О Трех Основах Пути. Продолжение

Существуют разница между полным несуществованием «я» и зависимым существованием «я», и даже эти понятия противоречивы. Отсутствие у «я» самобытия и взаимозависимость «я» имеют один и тот же смысл. А несуществующее «я» и взаимозависимое «я» — это противоречие. Сначала вы можете говорить: я не существую, потом скажете: я существую зависимо, тем самым вы будете себе противоречить. Итак, крайность нигилизма — когда вы приходите к выводу, что чего бы то ни было вообще не существует, когда в действительности оно существует. Крайность нигилизма, нигилизм — это воображать не существующим то, что в действительности существует.

Мадхьямика — это срединный путь, срединный путь означает, что вы свободны от двух крайностей: как от крайности этернализма, так и от крайности нигилизма. Вам интересно? Если в своих взглядах вы балансируете между этими двумя крайностями, и не впадаете ни в крайность нигилизма, ни в крайность этернализма, это и будет позициями срединного пути и Мадхьямики Прасангики. Если же вы вообще не знаете философию, то вы относитесь к тому подавляющему большинству людей, которые страдают крайностью этернализма. Вы не исследуете, как вещи существуют на самом деле, вы верите их внешней видимости, и тем самым впадаете в крайность этернализма. А когда вы начинаете исследовать, как же существуют все феномены, то если вы не знаете как правильно анализировать, вы придете к выводу, что вещей вообще не существует, потому что свое «я» вы здесь, внутри себя найти не можете. Голова — не «я», живот — не «я», ноги — не «я», ни одна из частей вашего тела не является «я», то есть в своем теле вы свое «я» не находите. И тогда вы делаете вывод, что «я» вообще не существует. И это крайность нигилизма.

Как же другие школы освобождаются от этих двух крайностей? Они освобождаются от крайности этернализма посредством пустоты, понимания пустоты. Понимание пустоты вещей освобождает их от крайности этернализма. А посредством созерцания взаимозависимых вещей, они освобождаются от крайности нигилизма. Они думают: не может быть такого, чтобы меня не было вообще, потому что я существую зависимо, я имею взаимозависимое происхождение. Итак, явления помогают им освободиться от крайности нигилизма. Пустота освобождает их от крайности этернализма. И это общая особенность всех школ, кроме Прасангики Мадхьямики.

Но у Прасангики Мадхьямики, кроме всего этого есть еще одно уникальное качество: прасангикам само явление помогает избавиться от крайности этернализма. Например, когда вы очень хорошо поняли, в чем заключается видимость движущихся деревьев за окном машины, действительно поняли всю суть этой возникшей перед вашими глазами видимости, то вы скажете: эта видимость отсутствует. То есть само явление или видимость помогает вам избавиться от крайности постоянства или этернализма в отношении явлений. Обычные люди, увидев что-то, полагают, что это нечто существует. Например, радуга. Те люди, которые не понимают, как формируется радуга и все условия, от которых зависит радуга в своем существовании, думают, что какой радуга им видится, так она и существует. Подобное предположение — это крайность этернализма. Но когда человек понимает, очень хорошо понимает, в силу чего радуга существует, как ее формируют взаимодействие лучей света и капель дождя, если он очень хорошо понимает и знает это, тогда сама видимость радуги освобождает его от крайности этернализма по поводу существования радуги.

Итак, явление или проявление освобождает вас от крайности этернализма. Когда явления смогут освобождать вас от крайности этернализма, это будет очень полезным и очень сильно действующим средством. Как возникает неведение? Неведение возникает, вытекает из видимости вещей или явлений. Когда у нас открыты глаза, уши и все остальное, нам являются феномены, но они являются нам как самосущие. И мы цепляемся за их видимость, не исследуем ее и верим в кажущуюся видимость, в то, какими они нам кажутся. Это цепляние называется неведением, и именно в силу него мы вращаемся в сансаре. Но в действительности же, у обычных людей явления способствуют увеличению крайности этернализма, то есть неведения. Можно сказать, что крайность этернализма — это неведение. Когда вы ясно и отчетливо поймете Мадхьямику, то само явление будет спасать вас, освобождать вас от крайности этернализма, поможет вам устранить свое неведение. Если у вас возникнет такое, это называется на санскрите юганада или союз явления и пустоты. Феномены являются вам как самосущие, но в действительности пусты от самобытия.

 

© перевод лекции Геше Тинлея

16.03.14
8
0 ответов
Опубликовать в социальных сетях

Рекомендуем личную консультацию

Джалус

Эмчи-лама (доктор тибетской медицины), парапсихолог и целитель. ༒ Для помощи в разрешении трудностей разного рода применяю тибетские ритуалы, направленные на гармонизацию различных сфер жизни, Рэйки, гадание, психологическую поддержку. . Диагности Узнать подробнее
Посмотреть всех экспертов из раздела Религия > Буддизм


Комментариев пока нет