О Трех Основах Пути. Продолжение - блог №991315

В тантре постоянно идет речь о союзе, а союз, юганада — именно так и переводится. Также есть союз ясного света и пустоты. Ясный свет — это пустота, пустота — это ясный свет. Ясный свет и пустота — это два различных аспекта одного и того же. Если вы этого не понимаете, вы не способны практиковать Махамудру или Дзогчен.

Но тоже самое, что форма есть пустота, а пустота есть форма, и я — пустота, а пустота — это я, то есть смысл один и тот же у всех этих утверждений. А если вы это неправильно поймете, буквально поймете, то вы скажете: ясный свет — это пустота, получается, что если пустота постоянна, то ясный свет тоже постоянный.

Значит, ваш ясный свет ума станет постоянным, если ясный свет вашего ума постоянен, то он неспособен функционировать и, значит, неизменен, зачем же вы пытаетесь его изменить? Таким образом, все учения Нагарджуны и Чандракирти очень важны для понимания взглядовиндийских махасидхов и для понимания Махамудры.

В пустоте также возможны все причинно-следственные взаимосвязи. Пустота не означает, что ничего не существует. Именно потому, что есть пустота, мы должны быть крайне осторожны. Пустота означает пустоту от независимости. Вы пусты от независимости, поэтому вы очень сильно зависите от причин.

Поэтому будьте крайне осторожны с причинами и следствиями. Вот если бы вы не были пусты от независимости, значит, вы были бы независимыми. А если бы вы были независимыми, вам нечего было бы бояться кармы, причинно-следственной взаимосвязи, потому что вы бы от них не зависели. Если бы вы не зависели ни от каких причин, чего бы вам было бояться? Поэтому Нагарджуна сказал: если бы все не было пустотно, то вещи не могли бы появляться и исчезать, и Четыре Благородные Истины были бы невозможны. Низшие же школы, наоборот, утверждают прямо противоположное, такой диспут они ведут с Прасангикой Мадхьямикой, они говорят: если все пустотно, то вещи не могут ни появляться, ни исчезать и Четыре Благородные Истины невозможны.

А Нагарджуна крыл той же монетой, он сказал: если все непустотно, то вещи не могут ни появляться, ни исчезать, и Четыре Благородные Истины невозможны, а поскольку все пустотно, пустотно от независимости, то все достижимо. Когда вы это понимаете, то с одной стороны вы устраняете крайность этернализма, с другой стороны устраняете крайность нигилизма, то есть вы свободны от двух крайностей. Поэтому Лама Цонкапа и сказал в своем тексте, что если вы это хорошо понимаете, вы не впадете ни в одну из крайностей.

 

© перевод лекции Геше Тинлея

16.03.14
286
0 ответов
Опубликовать в социальных сетях

Рекомендуем личную консультацию

Джалус

Модератор. ༁
Посмотреть всех экспертов из раздела Религия > Буддизм


Комментариев пока нет
Пользуйтесь нашим приложением Доступно на Google Play Загрузите в App Store