КРИЗИСЫ РАЗВИТИЯ (ЧАСТЬ 1)

Слово «кризис» с греческого переводится как «разделение дорог, поворотный пункт, революционный прыжок в развитии». Развитие ребенка ВСЕГДА проходит через кризисы, которые должны доставлять проблемы его родителям. Формирование личности – это осознание собственных желаний и нежеланий. В период кризисов ребенок пробует свои возможности и проверяет реакцию близких на свое поведение. Узнайте больше на моем блоге svetlana-positiv.blogspot.com. 

Кризис новорожденности (начинается с момента рожденияи заканчивается в 2-2,5 месяцев) – вступление в жизнь в собственном теле сопровождается самыми серьёзными изменениями в условиях существования. Опыт рождения не осознается человеком, но остается с ним на всю жизнь. В идеальном случае впечатления родов формируют в психике человека эффективную жизненную стратегию: трудности – действия – результат. С такими первыми знаниями о мире, малыш начинает адаптироваться к принципиально новым условиям существования. Кризис новорожденности завершается появлением комплекса оживления. Это эмоционально-положительная реакция, которая сопровождается движением и звуками. Ребенок переходит в следующий этап своего развития – период младенчества.
Основное противоречие возраста (а значит и задача развития!) – ребенок максимально нуждается во взрослом, но в то же время не имеет специфических средств воздействия на него. Появляется новая потребность – общение.
Для менее всего травматического перехода ребенка из внутриутробного в автономный режим существования необходимы такие условия:
• естественные роды без медикаментозных вмешательств или с минимальными вмешательствами за строгими показаниями;
• подготовленность будущей мамы, ее готовность и умение взаимодействовать с малышом во время родов;
• непрерывный контакт с матерью с первых минут после рождения, совместное пребывание;
• готовность и умение матери принять ребенка и чувствовать ее потребности;
• грудное вскармливание без докормов и других примесей.

Кризис первого года (начинается около 9 месяцев и может длиться до 1, 5 лет) — переходный период от младенчества к раннему детству. Этот возрастной кризис называют становлением ходьбы, речи и воли (первые акты протеста и оппозиции).
Протест может выражаться в бурных проявлениях эмоций: громком крике, ребенок может упасть на пол, бить по нему руками и ногами. Такие действия направлены против запретов и отказов. И чем больше родители запрещают малышу, чем больше возражают его желаниям, тем более глубоким становится кризис. И, например, если во время кормления ребенок схватился за вашу руку, и пытается отнять ложку, то отдайте ему ее. Сами возьмите новую ложку и продолжайте кормление. И не чего страшного, что он весь будет в супе. Ведь умыть ребенка и протереть со стола, совсем не трудно, правда?!
Вместе с тем маленькому ребенку нужны "кирпичные стены" — абсолютные запреты, при которых не может быть места для дискуссий. Абсолютные запреты создаются родителями и строго соблюдаются всеми членами семьи (не включать плиту, утюг, телевизор, не брать спички, зажигалки, не выходить за пределы двора и т.д.). Лучше просто убрать бьющиеся и опасные предметы так, чтобы ребенок не мог дотянуться, пока не подрастет настолько, что сможет обращаться с ними достаточно осторожно. Мальчикам и девочкам с рождения (и до 4-5 лет) именно "кирпичные стены" могут обеспечить физическую и эмоциональную безопасность.
Задача родителей в этот период – дать ребенку некоторую долю самостоятельности, быть более терпеливыми и выдержанными, а самое главное последовательными – постараться исключить ситуации, когда сегодня что-то нельзя, а завтра можно и т.д. Надо делать не для малыша, не вместо него, а вместе с ним. Ваша задача научить его есть с ложки, пить из чашки, снимать вещи, умываться. Если вы упустите этот момент, то потом в три года, вы так же будете сами одевать и раздевать малыша. И кормить его с ложечки, ведь к тому времени он уже привыкнет, что мама все делает за него.
Запрещая что-то одно, переключите внимание ребенка на другое, нельзя рисовать на книгах, предложите ему альбом или ватман.
Начиная с года, дети могут проявлять так называемую жадность, не давать игрушки, не подпускать к маме и т.п. Таким образом, они создают себе личное пространство. И, отдать игрушку, — для ребенка значит посягательство на его личную территорию, нарушение безопасности. Делиться игрушкой, т.е. проявлять дружелюбие по отношению к чужому, нужно учить после 3-х лет, когда ребенок уже понимает качества «добрый-злой». Для этого используют коммуникативные игры (книга о. Хухлаевой «Тропинка к своему Я».

Кризис трех лет (начинается около 2,5 лет и может длиться до 4-х лет) относится к числу самых острых.
КРИЗИСНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ данного возраста:
• негативизм – ребенок не делает что-то потому, что его об этом попросили, особенно взрослые. Ведь ребенок не слушается вас не потому, что ему так хочется, а потому, что в данный момент не может поступить иначе. Отказываясь от вашего предложения или просьбы, он «защищает» свое «Я».
• упрямство – реакция ребенка, который настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он сам об этом сказал взрослым и требует, чтобы с его мнением считались. Но как же малыш поймет, что с его точкой зрения считаются, что к его мнению прислушиваются, если вы поступите по-своему?
• строптивость – направлена против всей сложившейся в раннем детстве системы отношений, против принятых в семье норм воспитания.
• самостоятельность – желание и требование делать все самостоятельно.
• обесценивание всего, что раньше было интересно, привычно, дорого. Любимые игрушки в этот период становятся плохими, ласковая бабушка — противной, родители — злыми. Ребенок может начать ругаться, обзываться (происходит обесценивание старых норм поведения), сломать любимую игрушку или порвать книжку (обесцениваются привязанности к дорогим прежде предметам) и т.д.
Ребенок хочет отделиться от родителей, осознать свое "Я". Самостоятельность, активность ребенка возрастают и если новые отношения с ребенком не складываются, его инициатива не поощряется, самостоятельность постоянно ограничивается, у ребенка возникают кризисные явления.
Что делать родителям, чтобы помочь ребенку пережить кризис трех лет
Твердый распорядок позволяет свести к минимуму борьбу, которую обычно приходится вести родителям, добиваясь от ребенка выполнения таких дел, как одевание, собирание игрушек, чистка зубов. Для малыша важно знать, что каждое утро после того, как он проснется, его одежда будет лежать на стуле рядом с кроватью, что он оденется, умоется, будет завтракать вместе с вами, после почистит зубы, вымоет руки и будет играть. Причем, делая это, не повторяйте по сто раз: «Оденься, умойся, ...» Возьмите ребенка за руку, отведите с собой в ванную комнату, приговаривая: «А теперь пора умыться». Или: «Пора убирать игрушки. Эти кубики — словно потерявшиеся автомобили, давай поищем для них гараж...» Нужно только быть рядом, чтобы помочь малышу. Это возраст повторений, ребенку нужно настойчиво и терпеливо все показывать снова и снова, прежде чем он сможет соблюдать установленный распорядок по собственной инициативе.
Не вмешивайтесь в дела ребенка, если он не просит. Дайте возможность своему малышу делать ошибки сейчас, на ваших глазах. Это поможет ему в будущем избежать множества серьезных проблем. Было установлено, что если родители ограничивают проявления независимости ребенка, наказывают или высмеивают его попытки самостоятельности, то развитие маленького человечка нарушается: и вместо воли, независимости формируется обостренное чувство стыда и неуверенности. Право на собственное решение — один из основных признаков того, насколько свободными мы чувствуем себя в той или иной ситуации. Если малыш на все говорит «нет», «не буду», «не хочу», тогда и не заставляйте его! Предложите ему два варианта: рисовать фломастерами или карандашами, гулять во дворе или в парке, есть из синей или из зеленой тарелки. Вы сбережете нервы, а ребенок получит удовольствие и уверенность в том, что с его мнением считаются. Научиться соотносить «могу» и «хочу» — это задача его развития на ближайшее время. И экспериментировать с этим он будет постоянно и в самых разных обстоятельствах. Игра с ее особыми правилами и нормами, отражающими социальные связи, позволяет малышу в «тепличных условиях» опробовать свои силы, приобрести необходимые навыки и увидеть границы своих возможностей.
Помните, что ребенок многие слова и поступки повторяет за Вами, поэтому следите за собой (если мама излишне эмоциональна, привередлива, то дочь, скорее всего, будет такой же).
При вспышках упрямства, гнева пожалейте ребенка: обнимите, посадите на колени, погладьте по головке. Работает данный способ обычно безотказно, но злоупотреблять им не стоит. Ведь ребенок привыкает, что за его слезами и капризами следует «положительное подкрепление». Лучше всего начинающуюся истерику останавливать простым переключением внимания. В возрасте трех лет малыши очень восприимчивы ко всему новому, и новая игрушка, мультик или предложение заняться чем-то интересным может остановить конфликт и сберечь ваши нервы.
Используйте игру для сглаживания кризисных вспышек. Например, если ребенок отказывается есть, не настаивайте, посадите за стол любимого мишку и пусть малыш его кормит, но любимец хочет есть по-очереди — ложка ему, ложка Ване. Обыграть можно многое: поездку в машине, умывание, одевание.
Разговаривайте с ребенком, как с равным себе. Интересуйтесь его мнением.
Итогом кризиса 3 лет является то, что ребенок учится самостоятельно действовать, может манипулировать с предметами, также происходит овладению речью – ребенок начинает активно говорить и понимать то, что ему говорят.
Существует точка зрения, что если кризис протекает вяло, незаметно, то это говорит о задержке в развитии аффективной и волевой сторон личности.
Если ребенок вас не слушается, то измените стиль воспитания, т.е. себя, а не ребенка (прочитайте книгу Эда Ле Шан «Когда ребенок сводит вас с ума»). Для вас важно понимать, как вам справиться со своим раздражением; как реагировать на не желанное поведение ребенка. Любите ребенка и показывайте ему, что он Вам дорог даже заплаканный, упрямый, капризный.

Кризис семи лет (начинается около 6 лет и заканчивается в 7,5 лет) связан с поступлением в школу, изменением роли ребенка, а также изменением основной деятельности – вместо игровой основной деятельностью для него становится учебная. Меняются авторитетные фигуры: если раньше родитель был для ребенка самой авторитетной фигурой, то теперь появляется еще и учитель, мнение которого подчас даже важнее, чем мнение родителей.
Основные новообразования данного возраста:
• Появление самолюбия
• Появление самооценки, чаще всего неадекватной. Самооценка ребенка зависит от его достижений или неудач в школьной жизни. Это связано с формированием комплекса переживаний неуспеха, либо собственной значимости. Ребенок начинает испытывать неизвестные ему до сих пор эмоции и переживания, у него появляются новые цели и желания.
• Происходит утрата детской непосредственности – ребенок размышляет, прежде чем действовать, может скрывать свои переживания, пытается не показывать их другим.
• Но есть и новоприобретенные поведенческие реакции иного рода:
пауза — промежуток между обращением к ребенку и его реакцией. Создается впечатление, что он просто «делает вид, что не слышит», «издевается»;
спор — по поводу и без, практически всегда! И часто с аргументацией типа: «Почему ему можно (сравнение с другими членами семьи), а мне нет?»;
хитрость — не всегда с целью избежать наказания, чаще просто как шутка;
манерничанье и кривляние — новые нелепые, искусственные нотки в поведении ребенка. Как частный случай, нарочито «взрослое», излишне рассудительное поведение;
реакция на критику — определенно неадекватная. Малейшее замечание может вызвать бурные возмущения, крик и даже слезы.
Если у дошкольника есть аксиома “Я успешен”, в кризис 7 лет на смену приходит ” я хочу быть успешным” и одновременно вопрос “я могу быть успешным? Я — реальное и Я — идеальное. Определяются критерии успешности. Успешный — значит взрослый. Дети хотят быть взрослыми. Поэтому они совершенно не горят желанием участвовать в семейном просмотре их младенческих фотографий на горшке и в лопухах. Они обижаются, если мама их хвалит за что-то, что по их мнению само собой разумеющееся для больших детей и хвалить за то можно только малышей.
И тут очень важно, с одной стороны, не уронить самооценку ребенка. С другой — научить его адекватно оценивать свои поступки. Он готов признавать ошибки — только если он их признал, не надо его за это наказывать. И вообще лучше сначала поговорить, если ребенок сделал что-то не то… Если хочется похвалить что-то ребенкино, особенно не совершенное — разбейте его на детали. Вот это у тебя получилось хорошо, а это не очень. Но вообще молодец и стараешься. НА выходе должно быть “я хороший, я могу” в сочетании с адекватной оценкой своих дел “ровно нарисовал/криво нарисовал”. И если не хвалят или ругают за что-то, я все равно хороший, просто работу надо переделать или доделать.
Меняется мотивация — могу работать, потому что НАДО или потому что, хочу это научиться делать, даже если сложно и противно.
Возникает произвольность. Та самая, без которой в школу идти нельзя. Развивается абстрактное мышление. Появляется самоконтроль, в т.ч. самоконтроль эмоций. Могу потерпеть, могу захотеть и не заплакать. Появляется четкое разделение внутренней и внешней жизни. Переживания сейчас очень важны для ребенка. Ребенок осваивает не только предметный мир взрослых, но и отношения между людьми. Начинает понимать, что значит “не договорить, не надо рассказывать тете, что…”.
Ребенок начинает более критично оценивать взрослых. В том числе и своих родителей. Про школу все лучше знает учительница и мама тоже должна ее слушаться. Именно поэтому в началке так велик авторитет учителя и “а Марьсеменовна сказала, что”. С этим надо обращаться бережно, но разумно. Сказать Марьсеменовна — дура, проще всего. Но ребенку нужен авторитет. Признать авторитет, если она дура, — тоже не стоит…Надо осторожно подводить к мысли, что мир не совершенен и авторитеты бывают разные.

Подростковый кризис (начинается около 10 лет и может длиться до 13 лет) является переломным моментом в жизни ребенка. В это время с ним происходит много изменений – физиологические (меняются пропорции тела, происходят эндокринные изменения, появляются вторичные половые признаки, могут возникать трудности в функционировании сердца и легких и как следствие – перепады настроения), эмоциональные и т.д. Меняются авторитеты, если раньше авторитет для ребенка имели родители и учителя, то в подростковом возрасте очень важными становятся сверстники, а общение с ними становится основной деятельностью. Ребенок может неадекватно воспринимать свое тело и те изменения, которые с ним происходят, и очень придирчиво к ним относиться.
Основными достижениями и новообразованиями подросткового кризиса является появление рефлексии на себя, формируется мировоззрение. Для подростка очень важна поддержка близких родственников, отсутствие критики, подбадривание, стоит чаще подчеркивать его успехи.

Подведем итог, в 3 года и подростковом возрасте имеют место КРИЗИСЫ ОТНОШЕНИЙ, вслед за ними возникает ориентация человеческих отношений. В 1 год и 7 лет возникают КРИЗИСЫ МИРОВОЗРЕНИЯ, которые открывают ориентацию в мире вещей. Итак развивается каждый человек. ЭТО НОРМА.

P.S. Детям нравится, когда их оставляют в покое, для их роста необходимо пространство. Да, родители должны быть начеку, должны быть внимательными, чтобы ребенок не поранил себя, но родителям нельзя во все совать свой нос. Они должны привить ребенку стремление к истине, но не свое трактование этой истины. Нельзя ребенка учить правде, но нужно учить искать ее. Нужно учить поиску, нужно учить стремлению к исследовательству, нужно учить приключениям.
Уважайте детей. Избавьте их от страха. Но если Вы сами полны страха, то как Вы сможете избавить от него их?
Только ребенок знает, как надо жить, или еще тот знает, кто вновь стал таким же. Наедине с собой отбросьте эту взрослость, она не нужна. Играйте с малышами — это здорово. Иногда возьмите их на прогулку, на берег реки или куда угодно, в сад: ведите себя так, как они, не заставляйте их вести себя по-взрослому. Следуйте за ними, и вы обнаружите в себе новое понимание мира. Мы становимся жесткими, твердыми, как сталь, безжалостными. Такое поведение безопасное, но оно мертвое.
В следующей статье мы рассмотрим кризисы развития взрослого человека.

Опубликовать в социальных сетях

Рекомендуем личную консультацию

Светлана Волынец

Работаю и живу в Киеве. 10 лет назад окунулась в мир психологии - обучалась в университете, изучаю направление по гештальттерапии. Имею успешный опыт в психологическом консультировании по разным направлениям: детско-родительские отношения, супружески Узнать подробнее
Посмотреть всех экспертов из раздела Психология


Комментариев пока нет