Как на Руси в наследство вступают - блог №47452

 

При изучении и анализе нотариальной и судебной практики выявились ряд проблем, с которыми сталкивается наследник, желающий принять наследство.

Прежде всего стоит сказать о проблемах, связанных с юридическим способом принятия наследства, в частности при оформлении наследственных прав на объекты недвижимости. Данный способ сопряжен с внушительным количеством документов, которые необходимо собрать наследнику, а также с затратой большого количества времени и сил.

Одна изглавных проблем практического применения наследником своего права на принятие наследства является множество препятствий при попытке оформить наследуемое имущество (особенно, если речь идет о недвижимом имуществе): споры между наследниками, необходимость оспаривания действительности завещания, признания за наследодателем прав на наследуемое имущество в судебном порядке, неправомерные отказы нотариусов в совершении нотариальных действий, отказы Федеральной регистрационной службы в регистрации за наследником права собственности на недвижимость, проблемы с БТИ — вот лишь небольшой список трудностей, с которыми сталкиваются наследники.

Следует отметить, что уже на начальном этапе от наследников требуются активные действия. После подачи заявления нотариусу предстоит обращение в БТИ. Дело в том, что размер государственной пошлины, взимаемой нотариусом за выдачу свидетельства о праве на наследство, рассчитывается в процентном отношении к инвентаризационной стоимости недвижимого имущества на дату открытия наследства. Кроме того, если имущество не учтено в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее – «ЕГРП»), либо учтено, но с этого момента прошло более пяти лет, придется заказывать в БТИ технический паспорт, который понадобится на следующем этапе.

Свидетельство о праве на наследство, выдаваемое нотариусом, подтверждает права наследника на наследуемое имущество, но для того, чтобы стать полноправным собственником, следует зарегистрировать право собственности в ЕГРП. Органом, осуществляющим государственную регистрацию сделок с недвижимым имуществом, является Федеральная регистрационная служба, соответственно, на данном органе лежит обязанность по ведению ЕГРП.

Для государственной регистрации в ЕГРП прав на недвижимое имущество в регистрирующий орган необходимо предоставить соответствующий комплект документов. Состав комплекта зависит от конкретного случая. Отказы в государственной регистрации могут быть вынесены в связи с непредставлением каких-либо документов, либо предоставление документов, не соответствующих законодательству. Поэтому до подачи документов в регистрирующий орган следует внимательно проверять содержание документов, их реквизиты и сроки их действия.

Также обстоит дело и с оформлением прав на земельный участок, автотранспорт, акции, доли в уставном капитале ООО, денежные вклады.

В целом, при условии отсутствия судебных споров, процедура оформления недвижимого имущества в собственность может растянуться до девяти месяцев.

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что наследнику для осуществления своего права принятия наследства необходимо прохождение большого числа инстанций, временных и финансовых затрат, также следует отметить, что  в связи с невозможностью уложиться, в установленный законом шестимесячный срок, наследнику приходиться обращаться за помощью в соответствующие юридические организации.

По моему мнению, данная проблема возникла в связи с наличием нескольких факторов: с отсутствием упорядоченной системы оформления наследственных прав на объекты недвижимости, по моему мнению, возможно создания более стройной схемы сбора документов и помощи в этом наследнику через урегулирование взаимодействие регистрационной службы и нотариусами, также сейчас стал развиваться такой вид вспомогательной помощи, как служба одного окна. Возможно создание такой службы при регистрационной палате, например, значительно облегчило процесс практического осуществления гражданам своих прав.

Другим, не менее важным по моему мнению, фактором является, не всегда добросовестное, а зачастую и вовсе отсутствующее разъяснение прав нотариусами в части оформления наследства, возможности воспользоваться льготами при уплате гос. пошлины, а также в разъяснение наиболее оптимального подхода к оформлении соответствующих документов и возможных преградах. 

Если взять среднестатистического гражданина, который может быть наследником, то это человек работающий, имеющий семью, то есть можно сказать, что времени для оформления документов практически не остается. Также следует учитывать категорию граждан как менее всего соц. защищенных  — инвалидах, пенсионерах.

         Уложиться в установленный законом срок людям, не обладающим юридическими знаниями, весьма сложно.

 

Схема действий наследника по оформлению наследственных прав

 

 

 

 

Первый этап:

 

1.Выбор способа принятия наследства

1.1. Фактический способ:

(ч. 2 ст. 1153 ГК РФ)

Совершение действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства.

Наследник обращается в суд.

 

1.2 Юридический способ:

Путем подачи заявления нотариусу.

 

При выборе юридического способа:

 

Второй этап:

 

Сбор документов и справок, которые понадобятся для открытия наследственного дела (для оформления прав на недвижимое имущество):

 

1. ПАСПОРТ;

2. СВИДЕТЕЛЬСТВО О СМЕРТИ;

3. СПРАВКА О ТОМ, ЧТО НА ДЕНЬ СМЕРТИ НАСЛЕДОДАТЕЛЬ ПРОЖИВАЛ ПО КОНКРЕТНОМУ АДРЕСУ;

4. ДОКУМЕНТЫ, ПОДТВЕРЖДАЮЩИЕ ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ НА ИМУЩЕСТВО;

Это могут быть:

-приватизационный Договор передачи и Свидетельство о праве собственности на жилище или Договор на инвестирование строительства;

-договор уступки (переуступки) прав требования;

-договор купли-продажи, дарения, мены, ренты;

-справка ЖСК о выплате пая;

-свидетельство о праве на наследство;

-решение суда;

-свидетельство о государственной регистрации права;

-передаточный Акт.

5. ДОКУМЕНТЫ, ПОДТВЕРЖДАЮЩИЕ РОДСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ;

-паспорт (плюс копия);

-свидетельство о рождении (подлинник и копия);

— свидетельство о браке (подлинник и копия).

6. СПРАВКА БТИ ИЛИ ИНОЙ ОЦЕНОЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ О СТОИМОСТИ ИМУЩЕСТВА;

7. ПОЭТАЖНЫЙ ПЛАН, ЭКСПЛИКАЦИЯ;

8. КОПИЯ ФИНАНСОВО-ЛИЦЕВОГО СЧЕТА;

9. ВЫПИСКА ИЗ ДОМОВОЙ КНИГИ;

10. СПРАВКА ИЗ НАЛОГОВОЙ ИНСПЕКЦИИ ОБ ОТСУТСТВИИ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПО НАЛОГУ НА НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО;

11. СПРАВКА ОБ ОТСУТСТВИИ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПО ОПЛАТЕ ЖИЛИЩНЫХ

(ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ) И КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ;

12. КАДАСТРОВЫЙ ПЛАН ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА И ДРУГИЕ ДОКУМЕНТЫ.

 

Третий этап:

 

1. Предоставить нотариусу документы на проверку: все вышеперечисленные документы, доказывающие право на наследование имущества умершего;

— паспорт;

-документы, подтверждающие льготы, что позволит значительно сэкономить на оплате госпошлины, требуемой от всех наследников.

2. Подать нотариусу заявление о принятии наследства и выдаче свидетельства о праве на наследство.

3. На основании заявления и после проверки документов, нотариус откроет наследственное дело по умершему наследодателю.

 

Четвертый этап:

 

1.Нотариус проверяет принадлежность данного имущества наследодателю (и возможность передачи его наследнику). 2.Нотариус сверяет все технические характеристики объектов и их местонахождение по данным правоустанавливающих документов и справок БТИ.

4. Если все верно, нотариус согласовывает с наследником сроки получения свидетельств о праве на наследство.

 

Пятый этап:

получение свидетельства — последнее посещение нотариуса

 

1. Получить у нотариуса свидетельство о праве на наследство.

2. Проверить правильность оформления свидетельства на правах полноправного наследника:

— содержащиеся в нем свои данные и данные наследодателя

-адрес объекта недвижимости;

-характеристики объекта недвижимости;

-правильность ссылок на другие документы.

-наличие круглой — печати и подписи нотариуса.

 

Шестой этап:

 

Для регистрации права собственности обратиться в УФРС

Опубликовать в социальных сетях

Рекомендуем личную консультацию

Асанова Анна Михайловна

Адвокат. Стаж более 15 лет. В настоящее время также успешно изучаю коучинг: набираю добровольцев на метафорические карты, проработку созависимостей, укрепление внутренней опоры Бесплатное ведение и проверка различных интересных методов - раскройте с Узнать подробнее
Посмотреть всех экспертов из раздела Юриспруденция > Наследство


Комментарии

Браво автору!!!!

Хочу лишь дополнить Этап второй, пункт 5 — если существовала смена фамилии, например после вступления в брак, — то выписка Актовой книги  ЗАГС по кол-ву Ваших браков. Причем именно из тех ЗАГСов, где была соверешена регистрация брака, что существленно умиляет ситуацию.

09.03.11

Спасибо! Да много еще веселостей и приключений на пути к наследству =)

11.03.11

Спасибо за информативный пост :)

Маленькое добавление — если имеет место наследование по завещанию, то в первый визит к нотариусу помимо справки с места жительства и свидетельства о смерти нужно представить завещание с отметкой того нотариуса, который его составлял.

25.03.11

Хочу уточнить для дальнейших комментаторов. Это лишь обобщенная информацию. Если указать все нюансы, это будет книга, а не пост.)))

27.03.11

Автор во многом прав, времени и сил нужно немного приложить для оформления наследства, но есть в статье и неверный момент, цитирую: «Из вышеизложенного можно сделать вывод, что наследнику для осуществления своего права принятия наследства необходимо прохождение большого числа инстанций, временных и финансовых затрат, также следует отметить, что  в связи с невозможностью уложиться, в установленный законом шестимесячный срок, наследнику приходиться обращаться за помощью в соответствующие юридические организации».

Шестимесячный срок дан наследникам ТОЛЬКО для того, чтобы наследство принять. Принятие наследства осуществляется либо фактически (своими действиями), либо путем подачи заявления о принятии наследства нотариусу. С момента подачи заявления сроков для дальнейшего оформления и сбора необходимых документов НЕ СУЩЕСТВУЕТ! Если нет времени или возможностей, то подается только заявление, к ниму прикладываются как минимум свидетельство о смерти наследодателя и справка о его последнем месте жительства. Остальные документы, в том числе и подтверждающие родство, принадлежность имущетсва и прочее можно предоставить как до истечения 6 месяцев, так и в ЛЮБОЕ, подчеркиваю в любое время после шести месяцев. И никто никого не принуждает обращаться в соответствующие юридические организации.

08.05.11

Да, я соглашусь возможно  неверно изъяснилась. Если граждане без юридического образования подразумевают, что, получая  наследство они будут обременены «документальной беготней» на 6 месяцев, то в итоге получается больше, в связи с чем возникают проблемы и на работе, и везде, где им приходиться отпрашиваться, тем более это касается людей семейных.Обращаться их никто не принуждает, но для экономии времени, сил и нервов, часто приходиться прибегать к помощи юристов.

08.05.11
Пользуйтесь нашим приложением Доступно на Google Play Загрузите в App Store