О выборе и уязвимости

 

На наших последних занятиях в Арт-терапевтической группе часто поднимается тема, связанная с обнаружением самого себя и своего места в жизни. Места не в смысле профессионального самоопределения, а в смысле – какое МОЕ место в этом мире, где оно и как его занять, как жить от себя, где место моей самости?

Вариации эта тема имеет разные, и зачастую они видятся, как несвязанные друг с другом проблемы: бывает, она предстает в виде уязвимости и боли в отношениях с людьми, проблемой зависимости от ситуации, или  как напряженное внимание к мнению других людей, трудностью выбора и переживанием бессмысленности жизни, …

По-разному описываются события, разные трудности видятся, но есть нечто, что объединяет все эти вопросы – это то место, где все они рождаются (не как задачи, а как проблемы[1]), то место, которое и являет собой некий недостаток чего-то. Что это за недостаток – недостаток чего и где? А также – что именно испытывает недостаток? И этот недостаток чего-то, в свою очередь, рождает уже все многообразие  описанных проблем тем, что желая своего восполнения, начинает предъявлять массу требований, заключающихся в том, что Мир (в общем смысле) должен быть для меня обязательно каким-то –  иметь «такое» качество по отношению ко мне, чтобы этим он восполнял то, чего у меня нет. И это постоянное ожидание того, чтобы Мир был каким-то (это значит, я точно знаю каким именно!): чтобы человек был таким-то, чтобы он вел себя со мной так-то, чтобы ситуации происходили такие-то и таким-то образом,… — это ожидание и есть мое негласное требование к Миру – «Ты должен!». И если он (Мир) не соответствует в чем-то моим ожиданиям…, тогда это причиняет мне боль, ранит меня. Ранение это означает то, что я в то место, где я испытываю недостаток, в свою рану получаю как бы удар от Мира (в жизни это означает, чаще всего, от конкретного человека) – он мне отказал или явил себя не так и не таким, как мне хотелось бы, а ведь должен быть «таким» — я это точно знаю!

И тогда я чувствую как бы покушение на самого себя и разрушение себя – этот жестокий Мир меня убивает («ты бессердечный человек! как можешь ты со мной так поступать?»)! Ведь Мир не дает мне такое необходимое, он ранит меня в самое сердце, выбивает опору из-под ног – ведь я на него полагался, я видел в нем свою опору и надежду. А оказывается ему верить нельзя, он обманул меня, этот жестокий, погрязший Мир. Он вышвырнул меня, я для него лишний, забытый, брошенный на произвол. Я предан. Я один! Как страшно. Как больно. Как невыносимо одиноко.

Описанное выше – это некое крайнее, но нередкое состояние, выражающее собой определенный душевный кризис, потерю тех опор, которые человек имел. Вне этой критической ситуации переживания не такие острые, но в целом повторяют основную позицию, основное отношение к себе и к миру. Вот в этой позиции, этом отношении и находится корень проблемы.

Из этого корня сначала вырастает образ тех опор, которые необходимы для жизни. И именно в том, в чем человек видит свои опоры, каким образом он их создает, на что опирается – здесь и кроется причина последующих болей и неудач. Мне для жизни нужны опоры, мне нужно на чем-то стоять, опираться, и я закрепляю их (свои опоры) в виде некоего своего представления о Мире, о том, каким он должен быть. Я это делаю из своего удобства и из…. Откуда? Из своей невозможности, из своего недостатка – из того, чего у меня нет – вот чего у меня нет, то я и хочу найти в Мире, именно тем я его и обязываю – «ты должен это иметь и дать мне это!».

А что же служит залогом того, что у меня чего-то необходимого для жизни нет, и поэтому я требую от окружающего Мира иметь  это? Что является условием того, что я обязываю Мир служить мне и давать мне те опоры, которые я ему вменил в обязанность?

Так мы с вами плавно подходим к пониманию того, что существует некая внутренняя позиция, некое отношение, которое является условием существования для меня некой невозможности, невозможности, из которой и рождаются все последующие требования и ожидания от Мира.

И эта позиция, это отношение заключается в том, что меня для меня НЕТ. Есть все: есть люди, есть Мир, есть ситуации, есть даже мои мысли, мои ощущения, мои переживания, есть мое тело, и мои болезни,… а меня самого нет. А в отсутствие себя у меня нет места, из которого я мог бы совершать свои выборы, у меня нет своего отношения, из которого я мог бы определять важность для себя чего бы то ни было. В отсутствие себя я руководствуюсь всем, чем угодно, но только не собой и своими настоящими нуждами.

Допустим, я переживаю уязвимость в отношениях с людьми: мне трудно им открыться, мне трудно быть естественным, я всегда как будто насторожен и пытаюсь угадать правильное поведение с ними, правильные слова, правильные чувства… Правильные – это значит, такие, какие я «знаю» являются правильными, потому что я знаю, что Мир такой-такой-и-такой. И в этом мире живут «такие» люди, и «такие» люди должны вести себя так-то. И вот я стараюсь угадать, попасть в это правильное, соответствовать ему, потому что иначе… если я не буду соответствовать (тому, что я «знаю» о Мире), тогда я… тогда я плохой, не нужный, неполноценный – не «такой». И тогда я с собой начинаю проводить различные экзекуции, о которых я подробно писал в статье «О стыде» >>>

Я начинаю себя уничтожать, даже не поинтересовавшись тем, кого я там уничтожаю. А мне это не интересно, потому что мне важно сейчас не это, мне важно быть «таким»! Ради чего? Да ради выживания в том определенном и «объективном» Мире, который я себе нафантазировал, среди людей, таких, какими я себе их нафантазировал. Ради выживания в Мире, который я хочу подвести подо мной придуманные параметры и законы, под свои условия и свои ожидания, свои требования и свои убеждения, свои страхи и свои удовольствия – в Мире, который я хочу подвести под свои слабости и свою невозможность, источником которых является отсутствие меня, моей неценности для меня, мой отказ от самого себя.

 

 

И получается, что ради выживания я уничтожаю самого себя, отказываюсь от себя… и вот… меня у себя нет. А если меня у себя нет, то у меня нет ни опор, ни своего отношения, ни ответственности за свои выборы, которые я совершаю из своего отношения.

Так что же делать? Как мне обнаружить самого себя, как мне подружиться с собой и перестать себя уничтожать? Как мне обрести свою самость?

А вот это, друзья мои, дело личного поиска и усилий каждого. Ведь мы, каждый вполне конкретными личными действиями отказываемся от себя, выбирая что-то другое. Когда я это совершаю, я ведь совершаю не абстрактное и общее действие, а свое личное, известное только мне – мой выбор. Стало быть, и выход (или вход) в том, чтобы замечать самому как, 

когда и зачем я совершаю тот или иной выбор, что при этом происходит во мне, лгу ли я себе, предаю ли я себя… в угоду чему, для какой такой цели и выгоды? Этот путь признания и откровения перед самим собой – путь болезненный, путь почти героический – путь при котором я признаваясь себе в своих страхах и слабостях, не пытаюсь себя тут же от всего этого исправлять, не тираню и не насилую, не ставлю двойку, не обзываю и не убиваю, а просто наблюдаю все это, признаю и … разрешаю ему быть. Разрешаю быть и признаюсь себе в любви, обнимаю себя и заботливо берегу со всем тем, что у меня есть – какое ни есть, а мое.

И вот тогда… ну тогда сами и посмотрите, что будет. Ведь противоположный вариант самоисправления вы уже пробовали, верно? Мы все его пробовали… и настолько успешно пробовали, что плакать хотелось все больше и все чаще, не так ли? Попробуйте по-другому, а вдруг получится тоже что-нибудь другое … ;) .



[1] Проблема от задачи отличается (не в этимологическом, а в субъективном смысле, как это переживается нами, поскольку в переводе с греч. problema – задача) тем, что проблема – это ощущение некоторой невозможности, а задача – это такое осмысление этой невозможности, в котором она получает движение к своему решению. Т.о. проблема есть  невозможность, а задача –  возможность.

 

Ляшенко В.В.

психолог

Опубликовать в социальных сетях

Рекомендуем личную консультацию

Виктор Ляшенко

Психологическая помощь в трудных жизненных ситуациях: что делать, когда не известно, что делать? Куда идти, когда не известно, куда идти? Как жить, когда не известно, как жить? Консультации платные, по предварительной записи.
Посмотреть всех экспертов из раздела Психология > Самопознание и развитие


Комментарии

Читая, получила огромное удовольтвие!!!!

Спасибо.

17.01.11