Объясните мне, пожалуйста, неадекватное поведение моего сына. - вопрос №1077075

Такое ощущение, что моему сыну (10 лет) приятно раздразнить свою сестру (13 лет) и довести ее до слез. Он ее шантажирует (заберу твою вещь, если не сделаешь что-то), обзывает просто так. Всем членам семьи очень трудно с ним общаться: он всем недоволен, чуть что — кричит «меня никто не любит!» или «я вам не нужен, пойду убьюсь!» НА мой взгляд, мы абсолютно нормальная семья, адекватно относимся к ребенку, любим его, несмотря на его тяжелый характер. Но невозможно ведь разрешать ему абсолютно все, чтобы он не считал, что его не любят. Никогда не бывает довольным, например, подарками. Хоть что бы ему подарили, он сперва скажет: «А я не желтую машинку хотел, а зеленую!» или что-то в этом роде. Такое ощущение, что для него на первом месте деньги, он о них часто говорит, легко тратит и сколько ни дай, всегда не хватает. Настроение может меняться ежеминутно. Бывает очень нежным и ласковым, целует и говорит, как он любит меня.Внимание: вопрос! Как нам себя вести так, чтобы его поведение изменилось и он почувствовал нашу любовь? Очень волнуюсь, все ли у него в порядке с психикой?

Лучший ответ по мнению автора

Всё с психикой в порядке. Каждый ребёнок уникален и по- своему чувствует этот мир. Ваш сын так привлекает к себе внимание, все дети, и он в том числе, делают это бессознательно, хоть плохими поступками, хоть плохими оценками, дразнилками, не вписывающимс в нормальные рамки поведением. Так он самоутверждается, определяет своё законное место в семье и среди людей. Нму не хватает Вашей любви почему-то, он считает себя обделённым. К сестре так относится ещё и из-за ревности, предполагая или чувствуя по Вашему отношению к детям, что её Вы любите сильнее (подумайте, что в вашем поведении может быть этому доказательством). В этом возрасте у ребёнка начинают закрепляться устойчивые черты характера, формы поведения, становитсья более стабильными свойства нервной системы, заключающиеся в том, чтобы определённым образом реагировать на окружающий мир, события, людей. Наиболее значимыми уже начинают становться оценочные суждения сверстников, посторонних людей, ярко начинает проявляться ориентированность всей жизни и её зависимость от социума, признаётся и реализуется ребёнком только социально одобряемое этой группой поведение, идёт перестроение своих мотивов, идеалов, поступков, суждений под норму группы. Семейные традиции отходят на второй план, при явном дисбалансе требований семьи и референтной(значимой для ребёнка) группы возникают отклонения в поведении, переживания невозможности согласовать его так, чтобы быть хорошим в обоих случаях есть даже угроза невротических проявлений(Вы уже это заметили по его угрозам и заявкам). Появляется интерес к более старшим друзьям, появляются компании.  Родители же в этом возрастном промежутке стараются усилить контроль и давление, продолжая выдвигать свои требования в подчинении ребёнка привычному образу жизни. Ваша главная задача сейчас, как родителей, дать ему  понять, что он так и остался для Вас самым любимым человеком. Он должен абсолютно точно знать, что родители его любят безусловно, безоговорочно, безотносительно к его поведению, поступкам, внешности, ошибкам, что он всегда для них ценен, важен, его принимают, понимают, поддерживают в семье всегда. Вот это сейчас и внушайте ребёнку, не только словами, но и поведением, поступками, решениями по отношению к нему. Разговаривайте, спрашивайте его мнение обо всём,  сами делитесь своими проблемами, интересуйтесь жизнью, а не только учёбой-это позволит стать эмоционально ближе с ребёнком, сделать отношения открытыми и искренними, выяснить постепенно что его беспокоит. Обвинения, угрозы, упрёки, призывы к совести и стыду, попытка сформировать чувство вины ничего хорошего не дадут. Только терпением, любовью, спокойствием, собственным положительным примером  можно достичь желаемых результатов. Ребёнок почувствует к себе негатив с Вашей стороны, начнёт замыкаться в себе, бессознательно попытается именно протестом в поведенческих проялениях привлечь к себе ваше родительское внимание. Он должен чувствовать свою включённость в семью наравне с сестрой — пусть участвует в обсуждении семейных вопросов, вместе с ней выполняет не сложные задания, попровну получает поощрения. Вы можете ненавязчиво предлагать ему активные виды деятельности, обязательно ежедневно и, опять же, очень мягко, но настойчиво, привлекать к совместной деятельности, поручать выполнимые доступные дела и хвалить за их выполнение лично его — так Вы повысите статус сына в семье. Но самое важное-добиться искренности в отношениях, над этим стоит потрудиться, это может занять какой-то временной отрезок, но поможет избежать многих подростковых и юношеских проблем. Самая главная причина, по которой подростки (да и многие взрослые) утрачивают смысл жизни — чувство одиночества, внутреннего, душевного-не допустите этого. При этом совершенно не важно наличие людей рядом. Ребёнок просто перестаёт ощущать себя любимым и нужным этим самым людям — родителям, друзьям, конкретному человеку(подумайте в этом направлении-может ему кто-то сильно нравится). Потребность в любви и признании является базовой для любого человека. Её неудовлетворённость для человека грозит очень большими проблемами с адаптацией в социуме. Ваш ребёнок, видимо, очень сильно переживает внутренний дискомфорт.  Его источник я Вам подсказала, могут быть сопутствующие.  Переключитесь с материального поощрения на личностное. Никогда не сравнивайте его с сестрой и другими детьми в худшую сторону — это унизительно. Никаких оценочных суждений личности — только поступков: не ты неаккуратный, а ты поступил, как… Развивайте в нём уверенность в себе, чувство собственного достоинства — предлагайте делать выбор во всех ситуациях, где только возможно. Так (а не подарками) Вы покажете ему своё уважение, внимание, подтвердите его знаимость — мальчику это очень важно.  За подробными рекомендациями обращайтесь в чат-помогу, есть опыт. Удачи.
01.06.14
Лучший ответ по мнению автора

Другие ответы

Здравствуйте, Тамара. Эти действия и капризы — попытки привлечь к себе внимание. Дело ведь не в деньгах или цвете машинки, он Вам прямо сказал о своем беспокойстве "«меня никто не любит!» или «я вам не нужен"  Поговорите с ним об этом, спокойно, спросите, почему он так считает? Интересуйтесь его делами, успехами и т.п. Ведь Ваше видение проявления заботы и любви несколько отличны от того, которое в его представлении. К тому же «Бывает очень нежным и ласковым, целует и говорит, как он любит меня.»  Обратите внимание, когда и при каких обстоятельствах это происходит? В такие моменты он получает желаемое. Успехов Вам и гармонии в семье. 
С ув. Александр.
01.06.14
Настоятельно рекомендую проверить Ваши опасения обратившись к детскому психиатру. Первое, с чего следует начать — исключить возможность психического заболевания.
То, что Вы описываете отклоняется от нормы и очень похоже на использование типов манипуляции, характерных для истероидной акцентуации характера. Возможно, это всего лишь нарушение поведения, которое может откорректировать психолог, но так же нельзя исключать вероятность психических проблем.
У специалистов существует хорошо разработанная модель многоосевой диагностики и коррекции. Влзможно, проведя тщательное обследование, специалист просто посоветует Вам психолога, но если нарушения психики действительно есть, то очень важно во время их «поймать». Своевременно обращение к специалисту может предотвратить манифестацию психического заболевания в подростковом возрасте.
Естественно, ни о какой работе онлайн и речи быть не может. Ребенка нужно тестировать и обследовать лично.
01.06.14
Здравствуйте, Тамара! Вы все правильно понимаете и чувствуте, как мать. Ребенок кричит О СВОИХ проблемах, а не о том, что он видел где-то на стороне. И с его психикой все впорядке (пока!), просто в 10 лет взрослеющий человек еще не может подойти и предложить поговорить об отношениях в семье и своих переживанях. Самый доступный способ донести до вас информацию — самый примитивный, через капризы и непослушание. К нему прибегают абсолютно все дети с любыми типами акцентуаций. Сын хочет вашего внимания, пусть даже отрицательного (наказаний и повышения голоса), но хоть какого-нибудь. Не может получить ничего другого, довольствуется этим. И мы сколько угодно можем говорить об особенностях развития детей в этом возрасте, но каждый случай индивидуален.

 Первое, что вы должны знать, это то, что ребенок — отражение ситуации, происходящей в семье. Он таким не родился, и не стал бы себя так вести, если бы ему ничего не было нужно от вас. Он ПРИОБРЕЛ такую модель поведения в той среде, в которой оказался.
Второе, что вы должны знать, что любовь — это ни подарки и ни слова, ни гиперопека и не вседозволенность. Время — это мерило любви! Когда мы тратим на что-то время, значит мы это любим, и наоборот!
Ребенок начинает говорить о деньгах только, когда не может получить время. Когда деньги и подарки становятся признаком любви к нему. А капризы по этому поводу — желание сблизиться с вами хотя бы через конфликтную ситуацию. 
Вы очень легко поймете, как нужно себя вести, если попробуйте посчитать, сколько времени в неделю вы тратите на общение с ребенком тет-а-тет, на ЕГО интересы, на ЕГО игры, на разгоровы с ним. Думаю, не надо объяснять, что даже взрослеющему человеку нужны объятия, прикоснованя, ласка от мамы, тактильный контакт и пр… Час в день.
Попробуйте мысленно поменяться с ребенком местами. Чтобы вы чувствовали, если бы получали столько внимания и общения, сколько вы ему даете сейчас?
psi-br.ru/vospityvaem/

Мудрости и терпения! С уважением, МГ
01.06.14
Добрый день. Тамара, вот так, по краткому описанию, не обследовав и не продиагностировав ребенка, ни один уважающий себя специалист, не скажет вам, все ли в порядке с психикой вашего сына. Пока не поздно сводите ребенка к детскому психологу, который не только выявит первопричина такого шантажного поведения ребенка, но и откорректирует поведение мальчика, и даст вам конкретные рекомендации.
Вполне возможно, такой тип поведения у ребенка:  
а) начал формироваться в кризис 3 лет, и развивался  на протяжении всего дошкольного и полностью закрепился в младшем школьном возрасте, когда дети проверяют границы дозволено, в том числе, средства воздействия  на родителей.
б)в результате отсутствия единой системы поощрения и наказания детей, общих правил поведения (вседозволенность, под эгидой «он же маленький» и «ЕСЛИ ты это сделаешь, ТО я куплю тебе и т.д.)  
в)отсутствие мужского воспитательного воздействия, для мальчика — это особенно важно.
г)использование ребенком моделей поведения и взаимодействия, принятых в семье и т.д.
Помните, решить проблему максимально быстро и эффективно поможет специалист. Самостоятельность может нанести не поправимый вред психическому здоровью. Мудрости вам.
01.06.14
Здравствуйте, Тамара!  Признаком такого «неадекватного поведения» может являться обычная ревность и зависть, которая очень часто возникает у старшего ребенка к младшему. К тому же, мальчиков воспитывают не так ласково, как девочек — Ты же уже взрослый! Ты же мужчина!, забывая о том, что это всего навсего еще ребенок. Сама по себе возникающая ревность и зависть это нормальные явления, но так уж принято, считается чем -то ужасным, непристойным, что нужно скрывать и не показывать никому (подавлять в себе). Недовольство это из той же оперы. Все, что ваш сын делает, это пытается получить подтверждение — любим ли он? То, что он выкрикивает «я вам не нужен, пойду убьюсь!», означает не расстройство психики, а его очень сильную эмоциональную боль с которой он живет и не может справиться в одиночку. Он чувствует себя не нужным и не любимым. Он так себя чувствует, и это достаточно серьезно, не каприз и не пустяк. И вам нужно уважать его чувства, а не оспаривать их — мы нормальная семья, и у нас такого не должно быть, потому, что такое не возможно. Но, оно есть.Вы пытаетесь бороться с этим явлением разными способами. Но он обесценивает эти способы показать вашу любовь к нему — материальные ценности (игрушки, одежда), в том числе и деньги, которые вы ему даете. Ему не нужны слова, заверения и доводы, ему нужны ваши чувства, ваша любовь. Он хочет чувствовать себя живым и нужным. Вы написали, как себя вести, чтобы его поведение изменилось и он почувствовал нашу любовь. Это хороший вопрос и подход. Я бы рекомендовала вам обратится на консультацию к психотерапевту ( это как раз по вопросу чувств и чувствовать). Я думаю, что поведение вашего сына измениться, если вы пройдете парочку консультаций психотерапевта, без походов к детскому психологу. Во всяком случае, в моей практике это происходит именно так.

Всех вам благ!
01.06.14
Здравствуйте
чуть что — кричит «меня никто не любит!» или «я вам не нужен, пойду убьюсь!»
Это называется манипуляция. Ее цель — вызвать у вас чувство вины и получить от этого какую то выгоду. Кто то в семье делает также или примерно также? Или кто-то раньше о нем чрезмерно заботился или продолжает это делать? Кто-то не обращает на него внимания, а кто-то наоборот бежит сломя голову по первому зову и вдобавок при ребенке ругает другого родителя или члена семьи за то, что тот холоден к ребенку? Все это факторы, на которых ребенок учится себя вести… Что-то из этого есть в вашей семье. Если же ничего такого нет, то вероятно у ребенка есть психологические или психические проблемы
С уважением, Борис
02.06.14
Наверняка вы его избаловали. Пускай ВСЕ заслуживает-подарки, деньги, похвалу, поход куда-то-у него нет понимания того, что нужно благодарить, делиться, заслуживать, учитывать чужие интересы тоже-вы его этому не научили. Он вам на старости лет стакан воды не даст, а будет клянчить деньги, возможно пропивать. Вы же его не учите работать-пускай делает что-то по дому, пускай благодарит-вас, сестру, если капризничает, манипулирует-наказывайте. В Библии написано-Кто жалеет розги на детей своих, тот не любит своих детей. Вы взрослые, а вами командует малявка, малявочку боитесь обидеть-похоже, что он вас не боится-а это плохо. Он должен понимать границы-учите его, заставляйте, не жалейте-он очень давит на жалость-а кого жалеет и ценит он сам-никого. Вы боитесь быть плохими для него, а он это чувствует-ваш страх и играет на этом. В следующий раз, когда скажет-Вы меня не любите, заставьте его извиниться, пускай перечислит все хорошее(10-15 пунктов), что вы для него делаете и накажите его-пускай останется без карманных денег, не пустите гулять. Все манипуляции нужно пресекать на корню-он должен запомнить, что если будет несправедлив к вам, к сестре-то вы его накажете. Иначе в условиях вседозволенности вы себе воспитаете садиста-он уже морально над вами издевается. Запомните-главные-это вы, а не он, и если ребенок вам садится на голову-это вы позволили. Все в ваших силах, конечно не хочется наказывать, но иначе вы воспитаете сволочь.
02.06.14

Анна Медведева

Сейчас на сайте
Читать ответы

Ольга Мараева

Сейчас на сайте
Читать ответы

Шендерова Елена

Эксперт месяца
Читать ответы
Посмотреть всех экспертов из раздела Психология > Дети и подростки
Пользуйтесь нашим приложением Доступно на Google Play Загрузите в App Store