Республика Саха (Якутия)

Зачем нужен анализ налогового бремени и на основании каких данных он строится? - вопрос №1188496

Что такое налоговое бремя я знаю, но вот зачем оно и какие данные нужны, я не знаю, очень хотелось бы увидеть подробно обоснованный ответ, желательно услышать мнение самого специалиста.

Лучший ответ по мнению автора

Налогоплательщик, по определению, обязан производить отчисления со своих доходов в бюджет. С этой целью государством вводятся различные налоги и устанавливаются их определенные ставки. А поэтому та часть дохода, которая изымается у предприятия в пользу бюджета и внебюджетных фондов в виде налоговпошлин и сборов, количественно определяет уровень налогового бремени. Данному показателю на макроуровне соответствует отношение общей суммы поступлений налогов и сборов в консолидированный бюджет страны к сумме стоимости всех товаров конечного потребления и оказанных услуг, произведенных на территории страны (ВВП).

Одним из методов расчета показателя валового внутреннего продукта страны является суммирование произведенной на предприятиях добавленной стоимости. Последнее позволяет говорить о возможностях сопоставимого расчета показателей налогового бремени как в целом по экономике, так и на отдельных предприятиях.

Надо сказать, что правительство России и Минфин РФ для иллюстрации планов по реформированию налоговой системы часто используют показатель налогового бремени, при этом эффективность налоговой системы постоянно регулируется.

Совсем иное отношение к оценке и анализу налогового бремени на предприятиях. Несмотря на то что разговоров о чрезмерной налоговой нагрузке предприятий и затемнении доходов ведется довольно много, последовательное изучение уровня, динамики, структуры налогового бремени на предприятиях почти не проводится, хотя данные для такого учета есть. Считается, что если налоги начисляются и перечисляются, то этого вполне достаточно.

Может быть, такое решение и правомерно, поскольку оценивать уровень налоговой нагрузки предприятия никто не заставляет. Но, в любом случае, директору предприятия нужно знать, на какой уровень налогового бремени выходит его предприятие по итогам отчетного периода, т.е. как оно делится с бюджетом, и в какой мере налоговое бремя можно минимизировать. Вот почему именно учету налогового бремени предприятия и посвящена данная статья.

Показатели налогового бремени предприятия

На уровне предприятия налоговое бремя может быть определено как:

  • отношение суммы выплаченных (начисленных) налогов и сборов к сумме выручки-нетто, операционных и внереализационных доходов предприятия. Этот показатель рассчитывается по данным обязательной бухгалтерской отчетности (формы № 1, 2, 4) и определяет сопоставимую эффективность налогообложения на предприятии. Недостатком данного показателя является структурная несопоставимость его базы расчета с соответствующим расчетом на макроуровне;
  • отношение суммы выплаченных (начисленных) налогов и сборов к сумме добавленной стоимости. Данный показатель структурно сопоставим с показателями налогового бремени по экономике в целом. Его расчет возможен несмотря на отсутствие прямых данных о произведенной предприятием добавленной стоимости в обязательной отчетности.

Упрощенно расчет добавленной стоимости предприятия (ДС) может быть произведен в виде суммы следующих составляющих за отчетный период:

ДС = ФОТ + ЕСН + ПОФ + ПНП + ПР,

где

ФОТ — оплата труда;

ЕСН — единый социальный налог, начисляемый на фонд оплаты труда;

ПОФ — потребление (амортизация) основных фондов, нематериальных активов и запасов;

ПНП — прямые и косвенные налоги предприятия, выплачиваемые из ДС;

ПР — балансовая прибыль.

Показатель налогового бремени предприятия (НБП) может быть рассчитан как по факту выплаты налогов (данные формы № 4), так и по факту их начисления (данные налоговых деклараций или данные бухгалтерского баланса о суммах задолженности перед бюджетом и фондами с учетом данных формы № 4):

НБП = (ПНП+ЕСН)/ДС.

Фактические значения налоговой нагрузки (по фактам начисления или выплат налогов) сопоставляются с показателем номинальной налоговой нагрузки (бремени) предприятия, под которой понимается средневзвешенная налоговая ставка предприятия на рубль фактической выручки или добавленной стоимости предприятия.

При множестве налогов в действующей системе налогообложения представить величину средневзвешенной налоговой ставки предприятия достаточно трудно. Тем не менее остановимся на этом вопросе и сопоставим известную статистику налоговых сборов по стране с искомым показателем номинального налогового бремени.

Общая зависимость между ставками налогообложения и налоговыми поступлениями выведена Артуром Лаффером (кривая Лаффера). При этом существует некий уровень ставок (золотая середина), когда налоговые поступления в бюджет будут максимальными. Однако соответствие текущего уровня номинального налогового бремени значениям золотой середины кривой Лаффера остается открытым.

Сравнение показателей налогового бремени
по отдельным предприятиям и России в целом

Начнем с показателя налогового бремени по России в целом, фактический уровень которого на протяжении последних лет остается в пределах 33—34% от ВВП или валовой добавленной стоимости предприятий. Данный уровень весьма близок к показателям стран с либеральной налоговой системой (40% от ВВП в среднем по странам Европы и 30% по США).

Следует отметить, что в официальной печати публикуются сведения только о фактических сборах налогов (по факту выплат, а не их начислении).

При этом в нашей стране собираемость налогов обусловлена разными мнениями налогоплательщика и государства по поводу системы налогообложения, количества налогов и размера налоговых ставок. А поэтому налогоплательщик за счет вывода бизнеса в тень и сокрытия базы для налогообложения ограничивает фактическое перечисление налогов в пределах 33—34% от ВВП. В конечном итоге причиной конфликта является завышенный уровень номинального налогового бремени в стране.

Вот почему государство принимает определенные меры по снижению номинального налогового бремени. К примеру, уже известны новые ставки ЕСН и НДС, которые будут введены в ближайшие два года.

Для понимания изменений в налогообложении обычному налогоплательщику важно представлять, с какого уровня номинального налогового бремени необходимо начинать принимать меры по его снижению и как в настоящее время соотносятся значения номинального и фактического налогового бремени предприятий.

Уровни номинального и фактического налогового бремени по отдельным предприятиям обычно различаются. Например, согласно отчетности средний уровень налоговой нагрузки на рубль выручки в промышленности в два раза выше, чем на предприятиях транспорта, связи, строительства, торговли и общественного питания.

В этой статистике не надо видеть налоговых ошибок или нарушений законодательства, поскольку практически и методически статистика соответствует особенностям НК РФ. Дело в том что все основные налоги России сегодня начисляются не к сумме выручки (как в прошлом оборотные налоги), а по отношению к составляющим добавленной стоимости — прибыли, оплате труда, амортизации. Поэтому правомерно ожидать, что уровень налогового бремени как отношение суммы налоговых платежей к величине добавленной стоимости должен быть практически одинаковым или близким по величине для разных налогоплательщиков, а отношение суммы выплат в бюджет к выручке предприятий, наоборот, должно различаться (более подробно это будет показано ниже).

Данные различия будут тем больше, чем меньше будет доля добавленной стоимости в выручке. Следовательно, для любого предприятия можно найти оптимальную структуру стоимости и себестоимости продукции, обеспечивающую минимальный уровень начисления налогов.

Из вышеназванных положений вытекает, что на основании расчета и сопоставления двух показателей налогового бремени предприятия (по отношению к выручке и к добавленной стоимости) возможен достаточно простой контроль налогообложения на предприятии при условии, что:

  • для разных налогоплательщиков доля налогов в добавленной стоимости, как правило, одинакова;
  • доля налогов в выручке зависит от структуры выручки.

Повышение или снижение доли налогов к выручке должно быть адекватно изменениям в составе выручки. Напротив, если предприятие в прошлом году выплатило налогов в бюджет в размере 60% от величины добавленной стоимости, а в текущем году только 30%, то такое различие указывает на ошибки налогового учета.

Поясним и более подробно разберем основания для таких выводов, при этом попытаемся установить искомые значения номинального налогового бремени.

Расчет показателя номинального налогового бремени

Данный показатель рассчитаем как средневзвешенную величину налоговой ставки предприятия на рубль фактической выручки и добавленной стоимости предприятия при табулированных значениях баз налогообложения. Все расчеты проводятся по данным НК РФ и при неизменных ставках налогов.

В качестве примера возьмем предприятие, которое не ведет внешнеэкономическую деятельность и не занимается добычей природных ресурсов, а все налоги в бюджет на 90% и более складываются из подоходного и социального налогов, налога на прибыль и НДС. В связи с этим сделаем следующие допущения на последующие расчеты:

  • подоходный и социальный налог сведем в одну группу. При этом допускаем, что выплаты доходов физическим лицам из прибыли не производятся, и, соответственно, база расчета подоходного (13%) и социального (35,6%) налогов одинакова и равна ФОТ предприятия. В состав социального налога включен еще сбор по травматизму в размере 0,2% от ФОТ. Общая, принятая к расчету ставка совокупного налога на ФОТ составила 48,8% (35,6 + 0,2 + 13);
  • ставка налога на прибыль принята в 24%;
  • сумма НДС определяется прямым счетом по ставке 18% к выражению 1,358 x ФОТ + ПР;
  • общая величина налоговой нагрузки тогда будет складываться из отчислений с ФОТ, налога на прибыль и НДС по расчету и суммарно будет равна выражению 0,42 x ПР + 0,73244 x ФОТ;
  • вся добавленная стоимость с учетом сделанных допущений становится равной:

ДС = 1,18 x (1,358 x ФОТ + ПР) = 1,60244 x ФОТ + 1,18 x ПР.

В дальнейшем уровень налогового бремени можно определить по отношению к выручке и прочим доходам предприятия (Нвыр) и к добавленной стоимости (Ндс):

Уровень налогового бремени

Уровень налогового бремени

где

Дпр — доля балансовой прибыли в выручке с учетом прочих доходов, %;

Дфот — доля ФОТ в себестоимости, %.

На основе приведенных формул составлена таблица изменений налоговой нагрузки предприятия по табулированным значениям прибыли и ФОТ предприятия. (табл. 1), в которой приводятся сопоставимые значения налоговой нагрузки на рубль выручки (столбец А) и добавленной стоимости (столбец Б). Последний показатель структурно сопоставим с данными статистики о сборах налогов от ВВП.

Таблица 1

Сравнительный анализ уровня налогового бремени, %

Доля ФОТ в себестоимости,%Доля прибыли в выручке-нетто, %01020304050АБАБАБАБАБАБ107,545,710,441,413,639,516,638,519,637,822,537,32014,045,716,443,118,841,421,240,323,539,425,738,73020,545,722,244,023,943,225,641,527,240,628,839,84026,745,727,844,428,843,329,942,330,941,531,940,75032,645,733,144,733,543,834,043,034,542,234,941,56038,345,738,244,938,144,238,043,537,942,837,842,27043,845,743,145,142,544,542,044,041,343,440,742,874 х)45,845,745,145,144,544,543,544,142,643,541,843,0

х) — величина, близкая к 100%-ной доле ФОТ и начислений в себестоимости (74 x 1,358), при этом доля прочих затрат в себестоимости близка к нулю.

Из анализа уровня налогового бремени (см. столбец Б таблицы 1) явно следует факт существенного отклонения средней налоговой ставки на рубль добавленной стоимости (38—46 копеек) от ранее приведенных цифр фактических сборов налогов по стране (33—34% от ВВП или валовой добавленной стоимости). Исходя из чего определяем, что избыточная номинальная налоговая нагрузка на налогоплательщика только по налогам, принятым к расчету сегодня, составляет 5—12 пунктов от ВВП. При этом избыточность налогообложения растет с увеличением доли оплаты труда в себестоимости, т.е. она больше в «зарплатоемких» производствах. Трудно предположить, что при такой величине расхождения значений уровень фактического сбора налогов максимален, например, в соответствии с кривой Лаффера.

В то же время наличие устойчивой зависимости значений номинального налогового бремени от суммы добавленной стоимости предприятия (38—46%) позволяет организовать простой контроль налогового учета на предприятии. Упрощая, можно сказать, что при корректном налоговом учете предприятие должно начислять и отчислять в бюджет сумму, близкую к 42% от суммы добавленной стоимости предприятия. Значительные отклонения в любую сторону требуют проведения анализа налогового учета.

По отношению к выручке предприятия (см. столбец А таблицы 1) значения номинальной налоговой нагрузки различаются более чем в 6 раз. При этом данный уровень тем меньше, чем меньше доля ФОТ и прибыли (основные составляющие добавочной стоимости) в выручке и чем меньше доля ФОТ в добавленной стоимости. Последнее означает, что уровень налогового бремени по отношению к выручке доступен для снижения, что и делается на практике В конечном итоге, любое предприятие интересует чистый доход и, соответственно, достижение минимальной доли налоговых платежей в общих доходах предприятия.

Мероприятия, связанные с обеспечением налоговой экономии, всегда конкретны и касаются отдельных налогов. Поэтому в качестве дополнения к сравнительному анализу налогового бремени приводятся данные о структуре номинальной, налоговой нагрузки предприятия по видам налогов (табл. 2).

Таблица 2

Структура налогового бремени в зависимости от вида налога, %

Доля ФОТ в себестоимости, %Доля прибыли в выручке-нетто,%02040Доля налогов по видам в общих сборахДоля налогов по видам в общих сборахДоля налогов по видам в общих сборахНДСНа ФОТНа прибыльНДСНа ФОТНа прибыльНДСНа ФОТНа прибыль1033,366,7039,027,433,640,913,845,32033,366,7037,338,823,939,622,937,53033,366,7036,445,118,538,729,332,04033,366,7035,949,015,138,034,028,05033,366,7035,551,812,737,537,824,76033,366,7035,253,811,037,140,722,27033,366,7035,055,39,736,743,120,27433,366,7034,955,89,336,643,919,5

Номинальная структура ожидаемых налоговых начислений в бюджет для разных предприятий во многом одинакова. При отсутствии прибыли на предприятии доля НДС к «зарплатным» налогам в общей сумм начислений определяется постоянным отношением 1 к 2. Во всех остальных случаях доли налогов также достаточно устойчивы. Например, доля НДС ограничена интервалом 33—40%.

Как и в предшествующих случаях, расчетные значения могут быть сопоставлены с фактической структурой налоговых платежей предприятия. Любые расхождения в сопоставлениях должны рассматриваться как основания для более подробного разбора данных учета. В соответствии со структурой налоговых платежей можно определять приоритетные меры налоговой экономии.

В то же время видимое преобладание в структуре налогов предприятия НДС и налогов на доходы работника вполне объясняет причины ожидаемого снижения ставок этих налогов (до 16 и 26% соответственно). Ведь основная цель этих мер, проводимых государством, заключается сначала в снижении прямой и косвенной нагрузки на доходы работника, а затем на доходы предприятия (пока предприятие должно отдавать в бюджет около 40% суммы добавленной стоимости и более 50% суммы дохода работника).

Значения налоговой нагрузки предприятий при реализации указанных мер показывают, что больше всего выиграют зарплатоемкие производства (табл. 3). В целом нагрузка на рубль добавленной стоимости снижается с 42 до 37,53% в среднем. Поэтому можно предположить, что определенная часть текущих теневых доходов будет легализована для налогообложения. При этом, как и сегодня, сохранится, хотя и в меньших размерах, избыточная номинальная налоговая нагрузка в 2—7% от ВВП, а это означает сохранение условий для теневой экономики.

Таблица 3

Сравнительный анализ уровня налогового бремени
с учетом снижения ставок по отдельным налогам, % от ДС

Доля ФОТ в себестоимости, %Доля прибыли в выручке-нетто, %010203040501040,437,636,435,835,435,12040,438,537,436,636,035,53040,439,037,937,436,535,94040,439,238,337,536,836,25040,439,438,637,837,136,56040,439,638,838,137,436,77040,439,638,938,237,636,97440,439,739,038,237,737,0

Таким образом, приведенные данные (см. табл. 1—3) можно рассматривать как показатели или нормативы для сопоставлений, а принятые при составлении таблиц допуски могут быть значительно расширены.

Исходя из изложенного представляется, что для контроля состояния налогообложения на предприятии пора вводить показатель фактического налогового бремени в состав обязательной отчетности предприятия. Отмечаемые расхождения значений номинальной и фактической налоговой нагрузки свидетельствуют, что разные предприятия по-разному относятся к выполнению обязанностей налогоплательщика. Реальная тяжесть налогов прежде всего ложится на тех, кто их платит.

В дальнейшем в состав показателей обязательной отчетности предприятия нужно включить показатель добавленной стоимости, как обобщающей величину базы налогообложения предприятия. Меры налоговой оптимизации на предприятиях всегда направлены на уменьшение доли ДС и ее составляющих в стоимости продукции, работ, услуг. Поэтому контроль доли ДС на основе отчетности нужен.

Проведенные расчеты показали, что в налогообложении над соответствием уровней номинального и фактического налогового бремени предприятий предстоит еще работать. Пока не ясно, на каком уровне от ВВП или ДС такое соответствие в конечном счете будет найдено, но диапазон возможных значений номинального налогового бремени (по всем действующим налогам) назвать уже можно — в пределах 30—40% от ВВП или ДС.

Уровень в 30% от ВВП обеспечит более быстрое развитие экономики и рост налоговых поступлений в будущем (опыт США), в 40% от ВВП обеспечит большие текущие поступления в бюджет при меньших темпах развития экономики (опыт ЕС). В ближайшие годы наша страна достигнет первого порога номинальной налоговой нагрузки в 40% от ВВП, что должно сопровождаться упрощением избыточного, что на сегодняшний день объяснимо, налогового администрирования, сокращением отчетности, изменением сроков ее представления и т.п.

Бремя налогового учета и подготовки обязательной отчетности

Налоговая нагрузка предприятий и эффективность организации налоговой системы страны определяется не только суммами налоговых поступлений, но и расходами на организацию сборов налогов: на налоговый учет на предприятиях и на содержание налоговых органов.

За последние годы налоговые органы достигли существенных результатов в разработке самостоятельных правил, регистров и форм деклараций налогового учета.

Однако при явном внимании к мерам контроля и снижения налогового бремени затраты на организацию налогообложения имеют четкую тенденцию роста. Увеличиваются объемы отчетности, бесконечно меняются формы бланков. Как обычное явление воспринимается сдача и подготовка промежуточной отчетности до окончания финансового года и налогового периода (с текущего года надо подавать в налоговые органы сведения о стоимости основных средств и недвижимости уже не на начало квартала, а на начало каждого месяца).

С введением этих новшеств существенно возрастает загруженность бухгалтерии предприятий. В итоге затраты на содержание бухгалтерии в среднем достигают 2—6% от выручки организаций или 10% от суммы налоговых сборов. Можно предположить, что доля, близкая к названной, приходится и на содержание налоговой службы. Фактом остаются очереди в налоговых инспекциях на сдачу отчетности.

В целом услуги налогообложения для предприятий и государства довольно дороги. При этом не поддаются учету затраты предприятий на оплату коммерческих услуг (покупка бланков, сдача обязательной отчетности через Интернет и т.п.).

Хотя приведенные цифры явно оценочные, но, тем не менее, они показывают значимость проблемы. Ясно одно — без оценки увеличения трудоемкости подготовки отчетности, без согласования с аналитическими задачами налогообложения, без обсуждения с налогоплательщиками наращивать объемы отчетности и частоту ее представления в налоговые органы и фонды недопустимо.

Более того, исходя из названных цифр, пора решать проблему упрощения организации налогообложения и налогового учета. Предпосылки для этого созданы самим ходом налоговой реформы.

24.09.14
Лучший ответ по мнению автора

Надежда

Читать ответы

naliri

Читать ответы

Ольга

Читать ответы
Посмотреть всех экспертов из раздела Бизнес > Бухучет, налоги
Пользуйтесь нашим приложением Доступно на Google Play Загрузите в App Store