Кризис 3х лет, запреты и наказания - вопрос №1307098

Здравствуйте!
Столкнулись с проблемой кризиса 3х лет у ребенка. Сынуля у нас спокойный и любимый ребенок, но с исполнением 3х лет начались проявляться сильные капризы и непослушание. На требование прекратить делать шкоду может швырять вещи, биться и царапаться. Из наказаний используем резкий окрик и ставим в угол. При этом всегда объясняем, что мама и папа его любят, но он делает неправильно, потому будет наказан. Но… в последнее время эти наказания для него оказались недейственны. В углу може стоять очень долго, сам не просится, не просит прощения, а когда я пытаюсь подойти и помириться с ним и уладить конфликт, дерется и становится назад в угол, продолжает свои требования и капризы. Может психовать и разбрасывать вещи, на наши просьбы собрать все не реагирует. Характер во многом похож на характер мужа, вспыльчивый и упрямый. Я понимаю, что во много сынуля повторяет характер мужа, не хочется его «ломать» и переделывать, но хочется знать, как правильно выстроить поведение и установить границы дозволеного, чтобы в дальнейшем не столкнуться с бюолее сложными проблемами
Спасибо за ответ

Ответы

Алла, здравствуйте.Просто сын понял, что простояв в углу положенное время, вы потом подойдете и будете говорить как любите его.Для него это своеобразная игра.Постарайтесь поменять эти правила, чтобы сын понял, что наказание может и продолжиться
23.12.14
… как правильно выстроить поведение и установить границы дозволеного..

Алла, ребенок  начинает пока еще неосознанно учиться  утверждать свою волю и сознавать свое «Я». Бросает свой первый вызов судьбе, миру, себе самому ОН ДОЛЖЕН НАУЧИТЬСЯ БЫТЬ СВОЕВОЛЬНЫМ.

 ЧТО МОГУТ  СДЕЛАТЬ РОДИТЕЛИ:

  • Не пытайтесь во время приступа что-то внушать ребенку. Это бесполезно. Ругань не  имеет смысла, шлепки еще сильней будоражат.
  • Не придавайте большое значение  упрямству и капризности. Примите это, как необходимость, как болезнь роста.
  • Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ у ребенка  протекает в общественном месте. Чаще всего помогает только одно — взять его за руку и увести! 
  • Истеричность и капризность требуют зрителей, не прибегайте к помощи посторонних:  «Посмотрите, какой плохой мальчик ай-я-яй!» Ребенку только это и нужно.
  • Постарайтесь схитрить: «Ох,  какая у меня есть интересная игрушка, книжка, штучка!» «А  что это там, за окном,  ворона делает? Смотри!» Подобные маневры заинтригуют и   отвлекут.
  •  Во время приступа оставайтесь рядом, дайте ребенку почувствовать, что Вы его   понимаете! 
  • Будьте в поведении с ребенком настойчивы. Если Вы сказали «нет», оставайтесь и   дальше при этом мнении. Этих «нет» должно быть минимум в жизни ребенка.
  • Не пытаться настаивать жестко на том, чтобы требование родителей всегда соблюдалось. Если случай позволяет, можно и пропустить эпизод непослушания.
  • Переведите, по возможности острую ситуацию,  в игровую — например, начать  вести себя парадоксально: вместо ложки дать ему вилку, вместо носка — майку, вместо  книжки — мячик или, если вы хотите, чтобы он поел, скажите ему, поставив перед   ним тарелку с супом: «Только не ешь ни в коем случае!». Или, например, если вы  видите, что он «застрял» на пути к ванной, опередите его, сказав: «Не умываться же ты идешь!». 

*    Можно прокомментировать непослушание ребенка   в духе «праздника  непослушания» – как приятно, например, делать не то, о чем просят, а то, что хочешь. 

  • Имейте в виду, что есть несколько областей, где важно однозначно настоять на своем,  даже при необходимости применить наказание — это все, что связано с безопасностью ребенка (острые предметы, лифт, высокая кровать, эскалатор и пр.).  

Период кризиса – очень тяжелый для родителей, но  при их правильном поведении, довольно быстро сходящий на нет. И после окончания кризиса, родители вдруг заметят, что их ребенок, еще вчера бывший разумной крохой,  внезапно,  стал маленьким человечком, с собственными взглядами на жизнь, с собственными желаниями и, нередко, с силами для их реализации.

23.12.14
Доброе утро. Алла, с наступающим НОВЫМ ГОДОМ, исполнения всех мечт и желаний)))
Алла, для начала хочется дать несколько комментариев по вашему сообщению.

 Ваше «Из наказаний используем резкий окрик и ставим в угол. При этом всегда объясняем, что мама и папа его любят, но он делает неправильно, потому будет наказан»
Комментарий. В психологии есть золотое аксиома «любовь проявляется в действии». Например. Любовные отношения проявляются в обнимании, целовании, поглаживании, похвале, объяснении,  поддержке и т.д. Негативное отношение проявляется в крике, наказаниях, оскорблениях,  запретах и т.д. Задумайтесь: ваши слова о любви противоречат вашим реальным действиям. 
Ваше «Характер во многом похож на характер мужа, вспыльчивый и упрямый. Я понимаю, что во много сынуля повторяет характер мужа»
Комментарий. Это, как в анекдоте «и запомни малыш: все хорошее в тебе -от матери, все плохое-от отца»))) Характер ребенка хорошо формируется и корректируется до 11 лет. 
ваши действия  
Ваше «может швырять вещи, биться и царапаться… В углу може стоять очень долго, сам не просится, не просит прощения, а когда я пытаюсь подойти и помириться с ним и уладить конфликт, дерется и становится назад в угол, продолжает свои требования и капризы. Может психовать и разбрасывать вещи, на наши просьбы собрать все не реагирует.»
Комментарий. Ваш ребенок всего лишь познает границы дозволенного и грани вашей родительского терпения и мудрости. 
Алла,  попробуйте сделать следующее:
а)вместе с мужем и с ребенком, садитесь за круглый стол переговоров и составляйте требования к поведению сына, систему поощрения и наказания- и всей семьей строго их придерживайтесь.
б)замените открытый запрет «нельзя» (без объяснения причин и последствий) на скрытое ограничение «не надо так делать, потому что..» (объясняющее причин и последствий)
в) используйте быструю переключаемость внимания малыша и ведущий вид деятельности- игру (можно с элементами соревнования), когда предлагаете собрать игрушки, когда капризы и т.д. 
г)освойте техники:
*контроля за негативными эмоциями
-это позволит вам не аккумулировать их в себе, а своевременно и цивилизованно освобождаться от них, и не кричать на сына. 
*техники релаксации, 
которые помогут быстрее восстанавливаться нервной системе и не нервничать, что позволит проявлять терпение.
д) смените модели поведения и методы взаимодействия с  сыном, например, включите в них чувство юмора и самоиронии,
е)читайте с сыном детскую художественную литературу 
(например, рассказы Н. Носова, В. Осеевой, С. Маршака, в. Берестова и др.), смотрите старые русские мультики и обязательно беседуйте  с сыном  по ним-так закладываются морально-нравственные качества. 
ж)используйте элементы абстрагирования, например: ребенок категорически отказывается убирать свои игрушки, не обращая внимания на малыша, предложите мужу «Папа, давай кто из нас быстрее соберет сыночкины игрушки- тот победитель, и получит вкусную конфетку» Думаю, реакция малыша вас удивит.
з)прочитайте книги -учебники по педагогике и детской психологии, которые позволят вам узнать особенности развития психических процессов в дошкольном возрасте, и особенности воспитания, в том числе, в кризисе трех лет.
и)и покажите малыша сертифицированному детскому психологу, хотя бы в режиме онлайн. Психолог не только ответит на все ваши вопросы, но и помоет откорректировать поведение ребенка.
Помните, решить проблему максимально быстро и эффективно поможет специалист. Мудрости вам
23.12.14

Шендерова Елена

Эксперт месяца
Читать ответы

Марина

Читать ответы

Сергей Мизов

Читать ответы
Посмотреть всех экспертов из раздела Психология > Дети и подростки
Пользуйтесь нашим приложением Доступно на Google Play Загрузите в App Store