Москва

Здравствуйте! Я гос. служащий. Работаю специалистом - экспертом в отделе. Имею высшее образование и по квалификационным требованиям имею право... - вопрос №1419059

1500 p
занимать должность начальника отдела, которая тогда была вакантна и замещалась временным работником. 20 февраля 2015 мне вручили уведомление о сокращении моей должности. 04 марта приходит приказ о назначении на должность начальника некого гражданина. Я понял, что на момент вручения мне уведомления должность была вакантной однако мне ее никто не предлагал. Я тут же написал заявление назначить меня на должность начальника, мне ответили что должность уже занята, а мне ее не предложили, так как вакантных должностей равноценных моей у них нет. Я полагаю, что они обязаны были предлагать мне все имеющиеся у них должности к замещению которых я имею достаточную квалификацию. Квалификационные требования начальника отдела требуют только наличие высшего образования, которое у меня есть. Каковы судебные перспективы моих претензий??? Если суд установит, что мои права были нарушены работодателем, освободит ли суд для меня должность начальника, или я могу рассчитывать только на компенсацию??? СПАСИБО.

Лучший ответ по мнению автора

Перспективы у судебных претензий есть и они немалые по моему мнению вот почему:
1. Трудовой кодекс РФ здесь применению не подлежит, т.к. отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». 
2. Согласно п. 6 ч. 1 ст. 33 Федерального Закона от 27.07.2004 г. N 79- ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» основанием для прекращения служебного контракта, освобождения от замещения должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы является: отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации в связи с сокращением должностей гражданской службы, а также при не предоставлении ему в этих случаях иной должности гражданской службы в соответствии с ч. 4 ст. 31 Федерального закона. 
3. В соответствии с положениями ч. 2 ст. 31 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» прекращение государственно-служебных отношений, вследствие освобождения гражданского служащего от замещения должности и увольнения его с гражданской службы в случае сокращения должностей в государственном органе в связи с его реорганизацией либо без реорганизации, но при изменении его структуры, будет являться правомерным при наличии следующих условий: 
а) сокращение должностей гражданской службы в государственном органе действительно имело место; 
б) если гражданский служащий не имел преимущественного права на замещение иной должности гражданской службы; 
в) если гражданский служащий заранее, за два месяца до сокращения должностей в государственном органе, был предупрежден о предстоящем сокращении его должности в письменном виде; 
г) если профсоюзный орган был своевременно проинформирован представителем нанимателя о возможном расторжении служебного контракта с гражданским служащим в связи с сокращением соответствующей должности гражданской службы; 
д) если отсутствовала возможность предоставления гражданскому служащему иной должности гражданской службы в том же либо в другом органе; 
е) если гражданский служащий отказался от профессиональной переподготовки (повышения квалификации), но у представителя нанимателя такая возможность отсутствовала; 
ж) если гражданский служащий отказался от профессиональной переподготовки (повышения квалификации) либо от предложенной должности, в том числе после прохождения профессиональной переподготовки (повышения квалификации). 
При этом под предложением вакантной должности следует понимать исходящее от представителя нанимателя предложение об иной должности гражданской службы, как равнозначной, так и нижестоящей, обязанности по которой гражданский служащий может выполнять с учетом его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности. 


4.В силу ч. 4 ст. 31 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в случае отказа государственного гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности государственной гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации при сокращении должностей гражданской службы либо при ликвидации государственного органа гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 33 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
5.При рассмотрении в суде дел о восстановлении в должности гражданских служащих, уволенных в связи с ликвидацией государственного органа или сокращением должностей в государственном органе (как в связи с реорганизацией государственного органа, так и без него), ответчик (представитель нанимателя) обязан доказать обстоятельства, свидетельствующие о том, что им был соблюден порядок увольнения по указанным основаниям с учетом положений ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». 

6. Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ № 32 от 21.11.2000 г.:
ответчиком должны быть представлены доказательства, свидетельствующие о том, что после предупреждения о высвобождении государственному служащему предлагались вакантные должности в этом государственном органе, а при их отсутствии — хотя бы одна вакантная должность в другом государственном органе, и он отказался от предложенной работы, либо отказался от прохождения переподготовки (переквалификации) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации о государственной службе.
При рассмотрении дел данной категории суд, в частности, исследует копии:
актов о назначении государственного служащего на государственную должность государственной службы и его увольнении с этой должности;
копию акта о ликвидации государственного органа либо сокращении его штата (численности);
копию предупреждения о высвобождении государственного служащего;
копию акта (справки) о предложении вакантной должности;

штатные расписания подразделения государственного органа, в котором государственный служащий занимал должность на день предупреждения государственного служащего об увольнении и на день увольнения;
выписку из решения (протокола) профсоюзного органа (при наличии такового) о даче согласия на увольнение государственного служащего, справку о денежном содержании (вознаграждении) государственного служащего.

7. Между тем, как мы видим из сложившейся ситуации представителем нанимателя был нарушен порядок  увольнения госслужащего при сокращении предусмотренный Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в частности увольняемому госслужащему не была предложена вакантная должность и при обращении в суд ответчик (представитель нанимателя) не сможет представить доказательства предложения вакантной должности, а обязанность доказать это в суде лежит именно на нем. Следовательно, данное обстоятельство будет являться основанием для признания увольнения незаконным.

Надеюсь, что смог Вам  помочь в решении вопроса. Желаю успеха!
22.03.15
Лучший ответ по мнению автора

Другие ответы

Согласно ст.81 ТК РФ 

Увольнение по основанию, предусмотренному пунктом 2 или 3 части первой настоящей статьи, допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Но понятие квалификация в Вашей ситуации весьма широкое. Одного образования не достаточно. Для занятия должности начальника отдела должны быть и надлежащие делдовые качества. Все таки это другая должность по сравнению с занимаемой. Перспектив в суде не вижу.



22.03.15
Здравствуйте!
Как указано в статье 180 Трудового кодекса РФ, при проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников организации работодатель обязан предложить работнику другую имеющуюся работу (вакантную должность) в соответствии с частью третьей статье 81 настоящего Кодекса.
В силу части третьей статьи 81 ТК РФ, увольнение по сокращению численности или штата работников допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Что касается решения суда, то, как указано в пункте 60 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», работник, уволенный без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения, подлежит восстановлению на прежней работе. По заявлению работника, увольнение которого признано незаконным, суд может ограничиться вынесением решения о взыскании в его пользу среднего заработка за время вынужденного прогула...
Основанием для этого является статья 394 Трудового кодекса РФ.
Исходя из приведенных норм, если работник заявляет требование именно о восстановлении его на работе в той должности, которую ему должны были предложить, и он имел право занять её в соответствии с имеющейся у него квалификацией, и не было каких-либо иных препятствий для занятия этой должности, если к моменту вынесения решения суда должность на которой работник работал ранее, уже исключена из штатного расписания, то суд должен вынести решение о восстановлении работника на той должности, которую работодатель обязан был ему предложить.
При этом работник, который уже занимает эту должность, должен быть уволен по основанию, предусмотренному пунктом 2 части первой статьи 83 Трудового кодекса РФ.

22.03.15
Здравствуйте. Если в суде будет доказано нарушение норм ТК РФ, при увольнении по сокращению, — приказ об увольнении суд отменит и по умолчанию, вас восстановят на ту должность, с которой неправомерно уволили. Однако, в иске помимо требования о признании приказа о вашем увольнении незаконным и восстановлении на работе, вы так же можете просить и признать незаконным и приказ о назначении на должность некого гражданина, который имел место после вашего уведомления о сокращении. Что решит суд угадать невозможно, но может вы и добьетесь желаемого.
22.03.15
Добрый день, Евгений Николаевич! Поскольку Вы гос.служащий, то Вам известно, что правоотношения регулируются ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». В частности при сокращении должностей действуют нормы ст. 31 данного ФЗ. Так вот она устанавливает, что сокращаемому сотруднику предлагаются вакансии не только с учетом уровня квалификации,  проф.образования и стажа, но и категории и группы замещаемой им должности ( п. 5 ст. 31 ФЗ). Вы —  эксперт, Ваша должность относится к категории «специалисты», а должность начальника отдела к категории «руководители», по группам не могу сказать, здесь индивидуально, без проблем сами разберетесь. Следовательно, в отношении Вас никаких нарушений допущено не было. Всего доброго!
22.03.15
    Добрый день, не  совсем понятно" была вакантна и замещалась временным работником..."- вакантная должность- свободна по штатному расписанию, если  же она  замещалась, значит она не вакантна( временно может длиться долго, это компетенция работодателя).
     Если рассматривать по указанным  вами датам: 20- вас уведомили о сокращении, а  04- приняли нового работника. Нарушение налицо- приказ можно оспорить и анулировать его с восстановлением ваших трудовых прав и прохождении процедуры сокращения  сначала  повторно, где вам обязаны предложить ВСЕ имеющиеся в вакансиях должности и должность начальника отдела.
        Вам  следует  выяснить где изложены требования к этой  должности- «Положение о начальнике отдела», «Коллективный договор».должностная инструкция, ведомственные   нормативы, директивы, приказы и пр. и соответствуют ли ваши квалификационные, деловые, личностные качества необходимым требованиям.
        Для наиболее быстрого оспаривания приказа  лучше обратиться в трудовую инспекцию(их  полномочий достаточнодля отмены приказа) по месту регистрации юридического лица( по  месту нахождения) с заявлением, где подробно четко изложить факты в констатирующей части и оформить свои требования о восстановлении нарушенных трудовых прав в резолютивной части(без эмоций и своих оценок).Заявление оформить в 2- экз(1-для  себя с подписью в приеме, расшифровкой подписи, датой, вх.№); прием ведется  ежедневно, без оплаты( если  далее в  суд- будет  с чем идти).
       В  судебном  порядке также могут восстановить ваши нарушенные трудовые права, но  доказывать сложнее, а  суд примет все документы, оценивать их  в качестве доказательств  будет только при вынесении решения, не исключено.что   работодатель  будет заниматься «творчеством» по ходу  получения запросов.Кроме того, суд не вмешивается во внутрихозяйственную деятельность сторон, он только восстановит нарушенное право  работника, чем вернет все в первоначальное положение.Те  документы, факты, которые не нашли подтверждения в суде, будут исключены из доказательной базы. В  суде  возможно взыскать и моральный вред(унижение, страдания, бессонные ночи, нервотрепка), но это тоже нужно доказать справками, документами, свидетельскими показаниями.
22.03.15
Здравствуйте, Евгений Николаевич!
Разбираемся…
должность начальника отдела, которая тогда была вакантна и замещалась временным работником.
Если этот временный работник был  в порядке ст. 30 79-ФЗ (это был исполняющий обязанности на срок до месяца), то я не думаю, что эта должность не была вакантна. Именно на тот период, когда на неё был переведён сотрудник, временно замещающий эту должность.
04 марта приходит приказ о назначении на должность начальника некого гражданина. Я понял, что на момент вручения мне уведомления должность была вакантной однако мне ее никто не предлагал.
А Вам могли её не предлагать именно потому, что она не была вакантной. Либо по той причине, что руководство не посчитало Вас достаточно квалифицированным для замещения должности...
Поскольку нормы 79-ФЗ в таких случаях отсылают нас к Трудовому кодексу РФ, то руководствуется судебной практикой — а именно: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. N 2
«О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации»

Сложившаяся судебная практика показывает, что при разрешении споров, связанных с увольнением государственных гражданских служащих в связи с сокращением численности или штата положения ст. 179 Трудового Кодекса применяются только в том случае, если решением комиссии органа, проводящего сокращение, установлен факт равной квалификации подлежащих увольнению служащих.

При оценке преимущественного права лиц, «повышающих свою квалификацию по направлению работодателя без отрыва от работы», из буквального толкования положений ст. 179 Трудового Кодекса следует: (а) такие лица должны проходить повышение квалификации именно в данное время, в момент принятия решения об увольнении, (б) они должны повышать свою квалификацию по направлению работодателя.
Таким образом, в случае судебного разбирательства суд может учесть данное обстоятельство и не признать Ваши требования.
И ещё — даже если вдруг и произойдёт чудо и суд установит, что Ваши права были нарушены, то должность руководителя он для Вас никак не освободит, потому что, во-первых, существует порядок назначения на такую категорию (и решение суда никак здесь не фигурирует), а во-вторых — само назначение на должность никто же не оспаривает.
То есть, чтобы суд «освободил» для Вас эту должность, нужно сначала признать незаконность назначения на неё другого гражданина, а потом уже доказать Ваше право на неё...
В общем, при всём моём уважении к Вам...
Не могу утешить.
Хотя — как всегда говорю всем своим клиентам — стучитесь во все двери! Иск по такому спору госпошлиной не облагается,
И не забудьте заявить требование о компенсации морального вреда в порядке ст. 237 Трудового кодекса РФ.
Удачи!



22.03.15
Для полной картины добавлю ст. 37 N ФЗ- 79

 

Статья 37. Расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя

 

1. Служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае:

1) несоответствия гражданского служащего замещаемой должности гражданской службы:

а) по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением;

б) вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации;

1.1) утраты представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами;

(п. 1.1 введен Федеральным законом от 21.11.2011 N 329-ФЗ, в ред. Федерального закона от 03.12.2012 N 231-ФЗ)

2) неоднократного неисполнения гражданским служащим без уважительных причин должностных обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание;

3) однократного грубого нарушения гражданским служащим должностных обязанностей:

 

КонсультантПлюс: примечание.

Нормативное положение подпункта «а» пункта 3 части 1 статьи 37 во взаимосвязи с частью 3 статьи 37 настоящего Федерального закона признано не соответствующим Конституции РФ Постановлением Конституционного Суда РФ от 06.12.2012 N 31-П в той мере, в какой данное нормативное положение по его смыслу в системе действующего правового регулирования допускает увольнение с государственной гражданской службы по инициативе представителя нанимателя беременных женщин, проходящих государственную гражданскую службу, которые не находятся в отпуске по беременности и родам, в случаях, не связанных с ликвидацией соответствующего государственного органа, в том числе при совершении дисциплинарного проступка.

 

а) прогула (отсутствия на служебном месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение служебного дня);

б) появления на службе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;

в) разглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, и служебной информации, ставших известными гражданскому служащему в связи с исполнением им должностных обязанностей;

г) совершения по месту службы хищения (в том числе мелкого) чужого имущества, растраты, умышленного уничтожения или повреждения такого имущества, установленных вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях;

д) нарушения гражданским служащим требований охраны профессиональной служебной деятельности (охраны труда), если это нарушение повлекло за собой тяжкие последствия (несчастный случай на службе, аварию, катастрофу) либо заведомо создавало реальную угрозу наступления таких последствий;

4) совершения виновных действий гражданским служащим, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему представителя нанимателя;

5) принятия гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы категории «руководители», необоснованного решения, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иное нанесение ущерба имуществу государственного органа;

6) однократного грубого нарушения гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы категории «руководители», своих должностных обязанностей, повлекшего за собой причинение вреда государственному органу и (или) нарушение законодательства Российской Федерации;

7) предоставления гражданским служащим представителю нанимателя подложных документов или заведомо ложных сведений при заключении служебного контракта;

8) прекращения допуска гражданского служащего к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение должностных обязанностей требует допуска к таким сведениям;

8.1) отсутствия на службе в течение более четырех месяцев подряд в связи с временной нетрудоспособностью, если законодательством Российской Федерации не установлен более длительный срок сохранения места работы (должности) при определенном заболевании или если для определенной категории граждан законодательством Российской Федерации не предусмотрены гарантии по сохранению места работы (должности);

(п. 8.1 введен Федеральным законом от 27.06.2011 N 155-ФЗ)

8.2) сокращения должностей гражданской службы в государственном органе;

(п. 8.2 введен Федеральным законом от 05.04.2013 N 57-ФЗ)

8.3) упразднения государственного органа;

(п. 8.3 введен Федеральным законом от 05.04.2013 N 57-ФЗ)

9) в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

2. Увольнение с гражданской службы по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части 1 настоящей статьи, допускается, если невозможно перевести гражданского служащего с его согласия на иную должность гражданской службы.

3. Гражданский служащий не может быть освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы по инициативе представителя нанимателя в период пребывания гражданского служащего в отпуске и в период его отсутствия на службе в связи с временной нетрудоспособностью менее сроков, указанных в пункте 8.1 части 1 настоящей статьи, а также в период его временной нетрудоспособности в связи с увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанным с исполнением должностных обязанностей, независимо от продолжительности этого периода.

(часть 3 в ред. Федерального закона от 05.04.2013 N 57-ФЗ)

3.1. В случае расторжения служебного контракта по основаниям, предусмотренным пунктами 8.18.3 части 1 настоящей статьи, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания. При этом выходное пособие не выплачивается.

(часть 3.1 в ред. Федерального закона от 05.04.2013 N 57-ФЗ)

3.2. Гражданскому служащему, увольняемому из государственного органа, расположенного в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, по основаниям, предусмотренным пунктами 8.2 и 8.3 части 1 настоящей статьи, помимо компенсации, указанной в части 3.1 настоящей статьи, дополнительно выплачивается компенсация за пятый и шестой месяцы со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, что в течение одного месяца после увольнения гражданский служащий обратился в этот орган и не был им трудоустроен. Выплата указанной компенсации производится представителем нанимателя государственного органа, в котором гражданский служащий замещал должность гражданской службы, за счет средств государственного органа.

(часть 3.2 введена Федеральным законом от 05.04.2013 N 57-ФЗ)

4. Гражданский служащий в день освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы обязан сдать служебное удостоверение в подразделение государственного органа по вопросам государственной службы и кадров.

22.03.15
Освободит. Вы абсолютно правы.
22.03.15
Добрый вечер!
В вашем вопросе явно нарушение ваших прав и законных интересов, и трудового законодательства со стороны работодателя. По этому в перую очередь порекомендовал бы вам обратиться в прокуратуру заявлением о проверки законности таких действий работодателя, а параллельно в суд о защите своих трудовых прав. Решение вопроса о назначении вам компенсации или  освобождение вам должности это на усмотрение суда, и предсказать не возможно.
22.03.15

Соболь Е. В.

Сейчас на сайте
Читать ответы

Олег Павлецов

Сейчас на сайте
Читать ответы

Buh

Эксперт месяца
Читать ответы
Посмотреть всех экспертов из раздела Юриспруденция > Адвокаты
Пользуйтесь нашим приложением Доступно на Google Play Загрузите в App Store