Здравствуйте, нашей дочке 6лет,месяца 2-3 назад стали появляться какие-то навязчивые состояния: постоянно моет руки- причем только отойдет от - вопрос №1832703

раковины и спрашивает мыла ли она руки- говорит, что не помнит(и так несколько раз). Боится что ей в рот попадет какой-либо запах, предмет, выпадет зуб и т.п., умрет ли она если что-то проглотит. Вдруг она коснется чего-либо грязного или ее кто –то тронет грязными руками. Просит есть и пит ь с ней- вдруг ее отравят. Когда ест спрашивает можно ли ей глотать. Не глотает слюни, а собирает их и плюется. Доводов и объяснений родителей и родных не слышит, начинаются дикие истерики чуть ли не с ломками. Все время стала просить быть с мамой, чтобы ее кормила, все время рядом сидела, умывала и т.п. Хотя я почти всегда дома, работаю мало. У нас в семье хорошие отношения, мы с мужем сами спокойные. Дочка очень активная и сама по себе характерная. Но последнее время все больше капризов, истерик. Во всем надо быть первой, проигрыш-истерика, плохо делает задание или не сразу получается-отказывается от выполнения, или плачет, говорит, что она плохая, ничего не может.А если сильно вредничает или проказничает, говорит, что это не она а ее голова. мы объясняем что не все у всех получается, но она не слушает. Стала бояться выступать. Ведется на все провокации других детей и начинает драться. Помогите, пожалуйста, что нам делать? Нужно ли обращаться к психологу-психотерапевту, или это просто кризис и нужно его переждать? Как правильно себя с ней вести? уже нету сил объясняться с ней и ругаться

Лучший ответ по мнению автора

Здравствуйте, Валентина.

Это не кризис. Похоже, ваша девочка страдат от избытка взрослой информации, от которой сейчас очень сложно уберечь детей, если в доме есть телевизор.
В возрасте вашей дочки, 99,9% детей мыслят символами, буквально картинками. Логическое мышление у них еще не сформировано и поэтому, если ребенка не оберегать от непосильной для осмысления информации, ему очень легко подцепить какой-нибудь страх.

Возможно, за свою маленькую жизнь, ваша девочка уже сталкивалась со смертью и у нее в сознаии запечатлелась картина ужаса и горя (предпосылка к устойчивому страху).
 Телевизионные новости, в последний месяц переполнены ужасными репортажами, связанными с войнами, природными катаклизамам и главное — со смертями от эпидемий.  В последних, кроме кадров человечесих страданий, присутствуют напряженные интонации ведущих на полдожке из мрачных звуков и музыки. От такой нагружки на сразу все сенсорные каналы и взрослый человек может потерять присутствие духа и впасть в тревогу. А тут — ребенок, который не способен еще к критическому восприятию. Дети буквально попадают под гипноз теле-новостей.

Возможно, параллельно, девочка не раз слышала и от взрослых их охи-ахи по поводу смертей от гриппа.
И все это, в сумме, вылилось в такой вот аффект.
Малышка знает, что руки надо мыть для того, чтобы микробы не попали в рот. В ее восприятии, могла сложиться такая символическая цепочка: смерть,/страх/ужас — от болезней умирают/страшно — болезни бывают от грязных рук — чтобы не умереть, надо иметь руки чистыми = надо мыть их чаще, заодно рот и все вокруг. 

Я считаю, что вам нужно как можно скорее обратиться к детскому психологу, сперва самостоятельно, а после — с дочкой. Нужно чтобы как можно скорее ваша дочкак отреагировала накопленное напряжение Иначе, возможно продолжение истории в форме навязчивых действий,, а это уже расстройство психиатрического диапазона.  Надеюсь, в вашем случае, до них еще далеко.

Никакие взрослые рассуждения и убеждения здесь не помогут. Больше того, такие действия со стороны окружения, способны усилить и закрепить нежелательное поведение. Важны и помогут специальные методики игры и непосредственный контакт специалиста с ребенком.

Желаю вам быстрее найти помощь и как можно скорее справиться.
Upd. Как вам себя вести, станет ясно, после того, как с девочкой пообщается психолог.
06.02.16
Лучший ответ по мнению автора

Другие ответы

Валентина, здравствуйте. Девочку, что то испугало, она уже этого и не помнит, но это осталось у нее в подсознании. Так же может быть, что она копирует чью то модель поведения: с семьи, знакомых, просмотрела какой то фильм… Вы уже много убеждаете девочку и результата нет, к большому сожалению. Следовательно, надо успокоится, не драматизировать ситуацию, а обратится к детскому психологу по месту жительства, так как, что бы давать полноценные рекомендации, надо видеть и слышать ребенка и более подробно изучить Вашу модель отношений в семье. При таком варианте, проблема решаема. Если же будете самостоятельно находить подход, то можно искать его долго, но так и не найти… Я еще могу написать не одно предположение, но ребенка надо видеть. Еще раз делаю акцент на том, что не экспериментируйте, а обратитесь к детскому психологу, потом определитесь с дальнейшими действиями. От всей души, желаю Вам — УСПЕХОВ и ВСЕГО САМОГО НАИЛУЧШЕГО!!!
06.02.16
Доброе утро. Валентина, ответы на ваши вопросы.
Ваш вопрос "что нам делать? Нужно ли обращаться к психологу-психотерапевту, или это просто кризис и нужно его переждать?"
Ответ. Валя, у вашего ребенка не кризисные явления, и поведение её ("Ведется на все провокации других детей и начинает драться") носит оборонительный характер.
Валя, вы описываете у своей девочки симптоматику фобических расстройств (верминофобия, танатофобии, страх аудитории/публичного выступления). Вам стоит обязательно показать ребенка психотерапевту, попробуйте для начала, в режиме онлайн, потому что детские страхи хорошо прорабатываются и в режиме онлайн. 
Для лечения фобических расстройств существует специальная система лечения, с использованием специфических методов безмедикаментозной психотерапии. Причем. облегчение у ребенка  наступает сразу после первого сеанса.
Ваш вопрос "Как правильно себя с ней вести?"
Ответ.  Учитывая, что фобические расстройства вызываются огромным выбросом гормонов стресса в организм ребенка, вам необходимо помочь ребенку вывести их. Это можно сделать только с помощью физических нагрузок в течении пяти минут, поэтому вам стоит предложить:
*резко и неожиданно сказать ребенку «прыгай и маши руками» (попрыгать минут пять);
*затем, скажите «дыши, как я» и покажите глубинные дыхание  (дыхание диафрагмой), достаточно  раз 5-10 — это снимет симптоматику фобии и успокоит детский организм.

Более детальные рекомендации вам даст выбранный психотерапевт исходя из поставленного диагноза.
Помните, выбрав профессионала, вы затратите на решение вашей проблемы, минимум психоэмоциональных и временных ресурсов. Мудрости вам
06.02.16
Ребёнку нужно обратиться к детскому психологу. Что понять причину навязчивости и устранить её.
06.02.16

Александра

Сейчас на сайте
Читать ответы

Константин Шумилин

Читать ответы

Шендерова Елена

Эксперт месяца
Читать ответы
Посмотреть всех экспертов из раздела Психология > Дети и подростки
Пользуйтесь нашим приложением Доступно на Google Play Загрузите в App Store