Москва

В территориальный антимонопольный орган поступило заявление, «Пищекомбинат» о том, что «СОМ» (поставщик сухого молока) настаивало на включении в договор поставки сухого молока одного из условий:

а) выделить рабочих для ремонта производственного цеха «СОМ»;

б) отказаться от покупки сухого молока у других поставщиков;

в) включить в договорную цену инвестиционную составляющую для развития «СОМ» в размере 5% себестоимости сухого молока.

«Пищекомбинат» считало, что требования «СОМ» незаконны, и просило антимонопольный орган обязать «СОМ» заключить договор на поставку сухого молока без этих условий.

Проведя анализ рынка сухого молока, территориальный антимонопольный орган установил, что «СОМ» является крупнейшим производителем сухого молока в области и занимает 67% регионального рынка этого продукта. По результатам анализа товарного рынка территориальный антимонопольный орган включил «СОМ» в Реестр предприятий, имеющих долю на областном рынке сухого молока более 35 %.

Для определения характера, квалификации и доказательства правонарушения территориальный антимонопольный орган исследовал практику заключения договоров «СОМ», для чего запросил информацию от «СОМ» об условиях заключения договоров на поставку сухого молока, перечень его покупателей, обоснование включения дополнительных условий в договоры. Об условиях заключения договоров с «СОМ» опрошены также другие покупатели сухого молока. При этом установлено, что отдельным покупателям, которые из-за неудовлетворительного экономического положения не в состоянии выполнять дополнительные требования «СОМ», «СОМ» изъявило готовность поставлять сухое молоко без дополнительных условий. Поскольку «Пищекомбинат», «Кондитерская фабрика» и «Молокозавод» имели хорошие экономические показатели, «СОМ» согласилось на поставку им сухого молока только после включения в договоры дополнительных условий. «Кондитерская фабрика» и «Молокозавод», проведя экономические расчеты, пришли к выводу, что им выгоднее принять условия, предложенные «СОМ», чем завозить сухое молоко из других регионов.

¨Какие два обязательных условия необходимы для возбуждения дела по признакам нарушения ст. 5 Закона о защите конкуренции? Какая дополнительная информация может иметь значение для принятия антимонопольным органом решения? Какие нормы Гражданского кодекса Российской Федерации не позволяют «СОМ» совершать действия (выставлять условия договоров), ставшие предметом рассмотрения комиссии антимонопольного органа? Если нарушение доказано, то какое решение может принять антимонопольный орган в этом случае?

Ответы

Добрый день Надя. В данном случае, если договор уже был заключен, то его изменение, а равно его дополнение, возможно, только после заключения дополнительного соглашения либо протокола разногласия.
ГК РФ Статья 450. Основания изменения и расторжения договора
1. Изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Многосторонним договором, исполнение которого связано с осуществлением всеми его сторонами предпринимательской деятельности, может быть предусмотрена возможность изменения или расторжения такого договора по соглашению как всех, так и большинства лиц, участвующих в указанном договоре, если иное не установлено законом. В указанном в настоящем абзаце договоре может быть предусмотрен порядок определения такого большинства.

2. По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
1) при существенном нарушении договора другой стороной;
2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
4. Сторона, которой настоящим Кодексом, другими законами или договором предоставлено право на одностороннее изменение договора, должна при осуществлении этого права действовать добросовестно и разумно в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.

Таким образом обязать Вас изменить договор против Вашей воли Поставщик не может. 

Существенными условиями для возбуждения дела по признакам нарушения ст.5 Закона о защите конкуренции может быть признано: доминирование одной организации на рынке в данном случае региона более одного.года, так же если осуществлять коммерческую деятельность  другим организациям оказывающих аналогичную коммерческую деятельность  затруднительно, в силу  доминирования одной организации. 

"1. Доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации):
1) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим;
2) доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем пятьдесят процентов, если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом исходя из неизменной или подверженной малозначительным изменениям доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, относительного размера долей на этом товарном рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот товарный рынок новых конкурентов либо исходя из иных критериев, характеризующих товарный рынок.
3. Доминирующим признается положение каждого хозяйствующего субъекта из нескольких хозяйствующих субъектов (за исключением финансовой организации), применительно к которому выполняются в совокупности следующие условия:
1) совокупная доля не более чем трех хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает пятьдесят процентов, или совокупная доля не более чем пяти хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает семьдесят процентов (настоящее положение не применяется, если доля хотя бы одного из указанных хозяйствующих субъектов менее чем восемь процентов);
2) в течение длительного периода (в течение не менее чем одного года или, если такой срок составляет менее чем один год, в течение срока существования соответствующего товарного рынка) относительные размеры долей хозяйствующих субъектов неизменны или подвержены малозначительным изменениям, а также доступ на соответствующий товарный рынок новых конкурентов затруднен;
3) реализуемый или приобретаемый хозяйствующими субъектами товар не может быть заменен другим товаром при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях), рост цены товара не обусловливает соответствующее такому росту снижение спроса на этот товар, информация о цене, об условиях реализации или приобретения этого товара на соответствующем товарном рынке доступна неопределенному кругу лиц."


18.08.16
Рекомендуем личную консультацию

Шаталова Ирина Геннадьевна

Сейчас на сайте
Готова помочь всем!
Посмотреть всех экспертов из раздела Юриспруденция > ООО, АО, ИП