навязчивые состояния у ребенка 5 лет - что делать?

Здравствуйте! у меня двое детей: сыну 5 (скоро будет 6), дочке 3 года. сын очень активный, любознательный. проблем при беременности не было, кроме того, что он был в тазовом предлежании (роды естественные без осложнений). первые проблемы в поведении начались где-то в год и 2 месяца. если у него что-то не получалось, он начинал изо всей силы бить головой об твердые поверхности и входил в состояние сильной истерики. причем это было не показное, а реально до синяков разбивал себе лоб. сначала у меня была растерянность и паника (ребенку старалась это никак не показывать), потом взяла себя в руки, разработала стратегию поведения (отвлекать, не допускать истерики, предупреждать) и очень быстро мы это победили. потом года в 2,5 начал грызть ногти, помогла сказкотерапия (я сама придумывала сказки на эту тему). потом где-то в 4 года он начал засовывать себе пальчик в попу и тогда я ему рассказала про микробов. сначала он не проникся, тогда я ему нарисовала разных чудиков зубастых (типа стафилококка, кишечной палочки), не жутких реалистичных, а просто на детском уровне — и расскзала про них коротко (это такой микроб, это такой, а этот живет в попе и когда попадает на ручки делает болезнь — типа того).после того в попу пальчики перестал засовывать и вроде как было все ок, никаких проблем особых не замечали. бывало, что он требовал помыть ему руки, и часто контролировал всех: «а ты помыл руки после улицы?». ну и все. теперь вдруг начался какой-то ужас. совпало по времени с тем, что мы вернулись от бабушки (гостили 2 недели) и сарзу начали посещать логопеда. ребенок стал как помешанный, мне реально страшно и хочется плакать. муж, который всегда считал что психологи — сплошь шарлатаны, сам уже сказал «веди к психологу срочно». но я не уверена, может нам уже психотерапевт нужен? 1. ребенок без конца нюхает свои руки и ему чудится, что они воняют. постоянно сует мне их в нос, чтобы я понюхала. потом требует помыть их. я сначала позволяла, а потом почитала статьи в инете, что нужно это всячески оттягивать, так как оно помогает не надолго. я нарисовала плакат «когда можно мыть руки» (после улицы, после туалета, перед едой и если руки сильно запачканы). он сам раскрасил, теперь руки мыть уже не требует, но все равно нюхает их постоянно, как помешанный, иногда рыдает, что воняют ( пытаюсь отвлекать, обнимаемся и т.д.). 2. но это еще не все. если он дотронулся до какой-то части тела, тут же бежит ко мне и говорит :«мама, я дотронулся вот так вот — ничего?» и я обязательно должна сказать «ничего, все нормально», иначе истерика. причем дотрагивается до чего угодно: локтем до ноги, ладонью до попы (через шорты), до живота и т.д. и когда себе дотрагивается, и когда сестре — без разницы. раньше бывало, что он говорил «ой, я (или игрушка) дотронулся до уличной обуви — ничего?» но это было редко и по существу. я объясняла, что в нашем теле ничего противного нет, ни в одной его части, объясняла, что вредные микробы тоже нужны, что они тренируют «хорошие», что в природе все прекрасно и гармонично, все не просто так. но это уже иррациональные страхи, он соглашается, но толку никакого. нарисовали плакат «что можно трогать» (ручки, ножки, грудка, животик, голова и лицо, отдельно выделила попу и спину) — если совместить картинки с закрашенными «позволенными» областями, выходит все наше тело. на гениталиях никогда никаких акцентов плохих не делала, позволяла и трогать сестричке, рассматривать, и сама не прячусь от детей, когда из душа выхожу. 3. дальше. у него навязчивая идея, что он сделал что-то, чего на самом деле не было. например я стою рядом с ним, а он говорит: «я кажется засунул только что палец в рот (В попу)». я говорю, что все в порядке, что ничего подобного не было, но он стоит на своем. стал снимать шорты и требовать, чтобы я подтвердила, что он не обкакался. я говорю, что конечно же нет, ты никогда вооббще не какался, все хорошо. но он требует, чтобы я непременно посмотрела и подтвердила, что нет. и после туалета тоже хочет, чтобы я подтвердила, что он не обкакал футболку. этот весь ужас одновременно обострился в течение последней недели. началось где-то месяц назад, но вот в последнюю неделю резко ухудшилось. вроде ничего не происходило в это время. подскажите, что делать? нужно ли вести его к психологу или же к психотерапевту? я очень боюсь почему-то такого вмешательства, боюсь нарваться на плохих специалистов. что можно сделать, чтобы облегчить ситуацию самим? очень жду ответа, Наталья

Лучший ответ по мнению автора

Сейчас на сайте

Здравствуйте, Наталия!

Навязчивые состояния — это не сама болезнь, это симптом, это такой механизм, с помощью которого психика уходит от сложного для неё вопроса. Соответственно убирая один механизм навязчивости может появляться другой, так психика защищается от какой-то тревоги. Поэтому, когда вы убрали первое навязчивое состояние "изо всей силы бить головой", появилось второе состояние "грызть ногти", за ним "засовывать себе пальчик в попу" и «мытьё рук». Вы боретесь с симптомом, а не с самой болезнью, соответственно источник тревоги остаётся и за ним следует появление следующего симптома, тем более, что каждый следующий может быть сложнее и тревожнее. 

Также вы должны понимать, что в таком возрасте причина тревог ребёнка всегда находится в семейной ситуации, что-то вокруг него происходит, что приводит к появлению такого механизма защиты как навязчивые действия. Такой причиной может быть как явное поведение окружающих его людей, так и незаметные действия, на которые реагирует только психика ребёнка.

Самостоятельно найти причину навязчивости практически невозможно. Поэтому рекомендую вам обратиться к детскому психотерапевту, который найдёт причины тревоги вашего ребёнка и симптомы уйдут вмести с ними. 
14.06.17
Лучший ответ по мнению автора

Другие ответы

Здравствуйте, Наталья. Я бы предложила найти причины и работать с причинами такого поведения ребёнка. Знаете где обычно прячутся причины которые беспокоят детей и взрослых? Обычно в взрослых, которые их окружают. Пообщаемся в чате?
14.06.17
Здравствуйте, Наталья.

Скажите, а что еще должно случиться с вашим ребенком, какие еще симптомы должны у него проявиться, чтобы вы наконец отвели его к специалисту??

"я очень боюсь почему-то такого вмешательства, боюсь нарваться на плохих специалистов. что можно сделать, чтобы облегчить ситуацию самим? " — это вы о чем?? Вам не кажется, что сами вы уже пытались, причем несколько лет, и это НЕ ПОМОГАЕТ? Да, вы вполне успешно убираете симптом, используя приемы, о которых вы узнаете из каких-то источников, но после того как вы убираете один симптом, спустя время, появляется другой. И один сложнее другого. Состояние ребенка с годами усугубляется, а вы все еще размышляете, что бы еще такого эдакого сделать «самим»… Вы серьезно? 

Наталья, «самим» в вашей ситуации можно только найти ребенку хорошего специалиста (психотерапевта или психиатра — детского, разумеется) и как можно быстрее. И перестать экспериментировать на собственном сыне уже. 

14.06.17
Рекомендуем личную консультацию

Сергей Ельченко

Сейчас на сайте
Психолог - Психоаналитик. Психоанализ сознательных и бессознательных процессов, нахождение причин и источников Ваших тревог, переживаний, сложных ситуаций или симптомов. Проработка симптомов, психических особенностей и состояний. Добро пожалов Узнать подробнее
Посмотреть всех экспертов из раздела Психология > Дети и подростки
3 ответа
23.06.18
Вопрос задан анонимно