навязчивые состояния у ребенка 5 лет - что делать?

Здравствуйте! у меня двое детей: сыну 5 (скоро будет 6), дочке 3 года. сын очень активный, любознательный. проблем при беременности не было, кроме того, что он был в тазовом предлежании (роды естественные без осложнений). первые проблемы в поведении начались где-то в год и 2 месяца. если у него что-то не получалось, он начинал изо всей силы бить головой об твердые поверхности и входил в состояние сильной истерики. причем это было не показное, а реально до синяков разбивал себе лоб. сначала у меня была растерянность и паника (ребенку старалась это никак не показывать), потом взяла себя в руки, разработала стратегию поведения (отвлекать, не допускать истерики, предупреждать) и очень быстро мы это победили. потом года в 2,5 начал грызть ногти, помогла сказкотерапия (я сама придумывала сказки на эту тему). потом где-то в 4 года он начал засовывать себе пальчик в попу и тогда я ему рассказала про микробов. сначала он не проникся, тогда я ему нарисовала разных чудиков зубастых (типа стафилококка, кишечной палочки), не жутких реалистичных, а просто на детском уровне — и расскзала про них коротко (это такой микроб, это такой, а этот живет в попе и когда попадает на ручки делает болезнь — типа того).после того в попу пальчики перестал засовывать и вроде как было все ок, никаких проблем особых не замечали. бывало, что он требовал помыть ему руки, и часто контролировал всех: «а ты помыл руки после улицы?». ну и все. теперь вдруг начался какой-то ужас. совпало по времени с тем, что мы вернулись от бабушки (гостили 2 недели) и сарзу начали посещать логопеда. ребенок стал как помешанный, мне реально страшно и хочется плакать. муж, который всегда считал что психологи — сплошь шарлатаны, сам уже сказал «веди к психологу срочно». но я не уверена, может нам уже психотерапевт нужен? 1. ребенок без конца нюхает свои руки и ему чудится, что они воняют. постоянно сует мне их в нос, чтобы я понюхала. потом требует помыть их. я сначала позволяла, а потом почитала статьи в инете, что нужно это всячески оттягивать, так как оно помогает не надолго. я нарисовала плакат «когда можно мыть руки» (после улицы, после туалета, перед едой и если руки сильно запачканы). он сам раскрасил, теперь руки мыть уже не требует, но все равно нюхает их постоянно, как помешанный, иногда рыдает, что воняют ( пытаюсь отвлекать, обнимаемся и т.д.). 2. но это еще не все. если он дотронулся до какой-то части тела, тут же бежит ко мне и говорит :«мама, я дотронулся вот так вот — ничего?» и я обязательно должна сказать «ничего, все нормально», иначе истерика. причем дотрагивается до чего угодно: локтем до ноги, ладонью до попы (через шорты), до живота и т.д. и когда себе дотрагивается, и когда сестре — без разницы. раньше бывало, что он говорил «ой, я (или игрушка) дотронулся до уличной обуви — ничего?» но это было редко и по существу. я объясняла, что в нашем теле ничего противного нет, ни в одной его части, объясняла, что вредные микробы тоже нужны, что они тренируют «хорошие», что в природе все прекрасно и гармонично, все не просто так. но это уже иррациональные страхи, он соглашается, но толку никакого. нарисовали плакат «что можно трогать» (ручки, ножки, грудка, животик, голова и лицо, отдельно выделила попу и спину) — если совместить картинки с закрашенными «позволенными» областями, выходит все наше тело. на гениталиях никогда никаких акцентов плохих не делала, позволяла и трогать сестричке, рассматривать, и сама не прячусь от детей, когда из душа выхожу. 3. дальше. у него навязчивая идея, что он сделал что-то, чего на самом деле не было. например я стою рядом с ним, а он говорит: «я кажется засунул только что палец в рот (В попу)». я говорю, что все в порядке, что ничего подобного не было, но он стоит на своем. стал снимать шорты и требовать, чтобы я подтвердила, что он не обкакался. я говорю, что конечно же нет, ты никогда вооббще не какался, все хорошо. но он требует, чтобы я непременно посмотрела и подтвердила, что нет. и после туалета тоже хочет, чтобы я подтвердила, что он не обкакал футболку. этот весь ужас одновременно обострился в течение последней недели. началось где-то месяц назад, но вот в последнюю неделю резко ухудшилось. вроде ничего не происходило в это время. подскажите, что делать? нужно ли вести его к психологу или же к психотерапевту? я очень боюсь почему-то такого вмешательства, боюсь нарваться на плохих специалистов. что можно сделать, чтобы облегчить ситуацию самим? очень жду ответа, Наталья

Лучший ответ по мнению автора


Здравствуйте, Наталия!

Навязчивые состояния — это не сама болезнь, это симптом, это такой механизм, с помощью которого психика уходит от сложного для неё вопроса. Соответственно убирая один механизм навязчивости может появляться другой, так психика защищается от какой-то тревоги. Поэтому, когда вы убрали первое навязчивое состояние "изо всей силы бить головой", появилось второе состояние "грызть ногти", за ним "засовывать себе пальчик в попу" и «мытьё рук». Вы боретесь с симптомом, а не с самой болезнью, соответственно источник тревоги остаётся и за ним следует появление следующего симптома, тем более, что каждый следующий может быть сложнее и тревожнее. 

Также вы должны понимать, что в таком возрасте причина тревог ребёнка всегда находится в семейной ситуации, что-то вокруг него происходит, что приводит к появлению такого механизма защиты как навязчивые действия. Такой причиной может быть как явное поведение окружающих его людей, так и незаметные действия, на которые реагирует только психика ребёнка.

Самостоятельно найти причину навязчивости практически невозможно. Поэтому рекомендую вам обратиться к детскому психотерапевту, который найдёт причины тревоги вашего ребёнка и симптомы уйдут вмести с ними. 
14.06.17
Лучший ответ по мнению автора

Другие ответы

Здравствуйте, Наталья. Я бы предложила найти причины и работать с причинами такого поведения ребёнка. Знаете где обычно прячутся причины которые беспокоят детей и взрослых? Обычно в взрослых, которые их окружают. Пообщаемся в чате?
14.06.17
Здравствуйте, Наталья.

Скажите, а что еще должно случиться с вашим ребенком, какие еще симптомы должны у него проявиться, чтобы вы наконец отвели его к специалисту??

"я очень боюсь почему-то такого вмешательства, боюсь нарваться на плохих специалистов. что можно сделать, чтобы облегчить ситуацию самим? " — это вы о чем?? Вам не кажется, что сами вы уже пытались, причем несколько лет, и это НЕ ПОМОГАЕТ? Да, вы вполне успешно убираете симптом, используя приемы, о которых вы узнаете из каких-то источников, но после того как вы убираете один симптом, спустя время, появляется другой. И один сложнее другого. Состояние ребенка с годами усугубляется, а вы все еще размышляете, что бы еще такого эдакого сделать «самим»… Вы серьезно? 

Наталья, «самим» в вашей ситуации можно только найти ребенку хорошего специалиста (психотерапевта или психиатра — детского, разумеется) и как можно быстрее. И перестать экспериментировать на собственном сыне уже. 

14.06.17

Игорь Летучий

Сейчас на сайте
Читать ответы

Нона Бухутовна

Сейчас на сайте
Читать ответы

Елена

Сейчас на сайте
Читать ответы
Посмотреть всех экспертов из раздела Психология > Дети и подростки
3 ответа
23.06.18
Вопрос задан анонимно
Пользуйтесь нашим приложением Доступно на Google Play Загрузите в App Store