— если постоянная работа на высоких оборотах — возможно в настройках биоса каким то образом изменен режим кулера с «автоматический » на «максимальное охлаждение». обычно по умолчанию «автоматический», если не сможете найти — можно попробовать просто сбросить все настройки по умолчанию (но если точно знаете что не изменены настройки диска, это может привести к синему экрану, если не уверенны — лучше пригласить опытного товарища)
— если звук явно механического трения («завывание») а кулер уже «в возрасте» — это говорит о пересыхании смазки оси двигателя кулера. можно смазать, но кулеры уже давно не предусматривают разборку, в смысле легко повредить. кроме того трудно найти нужную силиконовую смазку, а обычное машинное масло спасает не надолко — в лучшем случае на несколько месяцев. самый оптимальный вариант — купить новый кулер или вентилятор на кулер (есть модели кулеров, на которые ставится обычный корпусной вентилятор)