Обществознание. Задание вызвало затруднение - вопрос №760297

Соотнесите главные социальные институты (производство, семья, государство, образование, религия) со сферами общетвенной жизни. Определите основные функции каждого из институтов.

18.09.13
1 ответ

Ответы

 Социальные институты – 1) исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности, регулируемой нормами, традициями, обычаями, и направленной на удовлетворение фундаментальных потребностей общества (семья, производство, государство, образование, религия); 2) совокупность общественных обычаев, воплощение определённых привычек поведения, образа мысли и образа жизни, передаваемых из поколения в поколение, меняющихся в зависимости от обстоятельств и служащих орудием приспособления к ним.
     11.2. Признаки социального института
     11.2.1. Версия №1:
     1) совокупность лиц, занятых определённым видом деятельности;
     2) система правовых и нравственных норм, традиций и обычаев, регулирующих соответствующие типы поведения;     3) наличие учреждений, снабжённых материальными средствами, необходимыми для какого-либо вида деятельности;     4) связь с социально-политической, правовой, ценностной структурой общества;     5) чёткое разграничение функций каждого из субъектов взаимодействия.
     11.2.2. Версия №2:
     1) набор социальных ролей; 2) комплекс устойчивых общепринятых моделей поведения; 3) совокупность норм, регулирующих поведение; 4) базовые ценности, лежащие в основании этих норм; 5) символы.
     11.2.3. Версия №3:
     1) установки и образцы поведения; 2) культурные символы; 3) утилитарные культурные черты – материальные средства и условия; 4) устные и письменные кодексы поведения; 5) идеология (для семьи – романтическая любовь, либо совместимость, либо индивидуализм).
     11.3Этапы институционализации:
     1) возникновение насущной потребности, осознание её обществом, формирование общих целей;     2) постепенная выработка социальных норм, призванных регулировать соответствующую область;     3) создание особой системы знаков, символов;     4) возникновение соответствующей системы статусов и ролей;     5) создание материальной базы социального института;     6) включение сложившегося института в существующую социальную систему, формирование набора санкций для обеспечения ожидаемого поведения.    11.4Типы социальных институтов.
     11.4.1. Основные и неосновные социальные институты
     Предназначение институтов – удовлетворять важнейшие потребности общества. Этих потребностей пять, как и основных социальных института:
     1) потребности в воспроизводстве людей (институт семьи и брака);     2) потребности в добывании средств существования (экономические институты, производство);     3) потребности в безопасности и социальном порядке (политические институты, государство);     4) потребность в получении знаний, социализации поколений, подготовке кадров;     5) потребность в решении духовных проблем смысла жизни.
     Соответственно названным потребностям в обществе сложились и виды деятельности, которые в свою очередь, потребовали необходимой организации, упорядочения, создания определённых учреждений и иных структур, выработки правил, обеспечивающих достижение ожидаемого результата. 
     Основные социальные институты:
     1) институты семьи и брака;     2) политические институты, особенно государство;     3) экономические институты;     4) институты образования, науки и культуры;     5) институт религии.  
     Институты возникли в глубокой древности. Производству насчитывается 2 млн. лет, если за отправную точку брать орудие труда, созданное человеком. Семья возникла приблизительно 0,5 млн. лет тому назад. Государству примерно столько же, сколько и образованию, а именно 5-6 тысяч лет.
     Неосновные (неглавные) институты
, которые входят в главные, выполняют частные задачи. 
     Примеры: 1) в состав экономических институтов входит институт собственности, призванный регулировать отношения владения, пользования, распределения; 2) институт семьи включает институт брака, связанный с положением, правами и обязанностями супругов. 
     11.4.2. Социальные институты с точки зрения содержания целей и задач: 1) экономические (собственность, деньги, банки); 2) политические (государство, армия, политические партии и движения, профсоюзы); 3) социальные (социальные статусы и роли); 4) культуры (образование, наука, искусство).
     11.4.3. Формальные и неформальные институты.
     В формальных институтах взаимодействие между субъектами осуществляется на основе формально оговоренных правил, законов, регламентов, положений и т.п. 
     Неформальные институты (дружба) хотя и регулируются в социальных действиях, связях, но не оформлены законом, регламентом.
  11.5Функции социальных институтов. Явные функции и скрытые, латентные (Роберт Мертон).
     Главная функция любого института – удовлетворение определённой потребности.
     В чём заключаются условия успешного выполнения социальным институтом своих функций?  
     1) чёткое определение цели и объёма функций;
     2) рациональное разделение труда и его рациональная организация;
     3) высокая степень деперсонализации действий индивидов и объективизация функций (независимость от личных склонностей и субъективных предпочтений исполнителей);
     4) высокое признание и престиж;
     5) бесконфликтное включение в систему социальных институтов. 
     Те функции, которые открыто определяются, записываются в законах, программах, уставах, официально заявляются, называются явными.
     Поскольку явные функции социальных институтов всегда оглашены, они оказываются более формализованными и подконтрольными обществу. Если институт не справляется с выполнением своих явных функций, ему грозит дезорганизация и изменения.
     Явные функции социальных институтов:
     1) функция социализации;     2) регулятивная;     3) интегративная;     4) коммуникативная.
     Скрытые (латентные) функции социальных институтов – это такие функции, которые осуществляются на самом деле.
     Латентный (лат. latens – скрытый) – скрытый, внешне не проявляющийся.
     Торстейн Веблен: «… было бы наивным считать, что люди едят чёрную икру потому, что хотят утолить голод; или же покупают роскошный «кадиллак” потому, что хотят приобрести хорошую машину; очевидно, что эти вещи приобретаются не ради приобретения явных насущных потребностей. Здесь удовлетворяется потребность в повышении собственного престижа». К явным функциям школы относится получение знаний, подготовка к вузу, усвоение базисных ценностей общества. Латентные функции школы: возникновение прочных дружеских связей, приобретение определённого социального статуса.  
     Иногда латентные функции вполне тождественны заявленным, но обычно между реальной и формальной деятельностью существует лаг (расхождение, различие) небольшой или же очень глубокий. Например, довольно часто возникает непонятное на первый взгляд явление: институт продолжает существовать и даже успешно функционировать в ситуации, когда он не только не выполняет своих функций, но и препятствует их реализации. Очевидно, что у такого института есть скрытые функции, т.е. он удовлетворяет потребности определённых социальных групп (подобное часто наблюдается среди политических институтов, у которых латентные функции развиты в наибольшей степени).
     Расхождение между формальной и реальной деятельностью институтов – своеобразный показатель нестабильности общества.


18.09.13
Посмотреть всех экспертов из раздела Учеба и наука > Право
Пользуйтесь нашим приложением Доступно на Google Play Загрузите в App Store