|
|
Это, по сути, стратегия отчаяния, при котором применяется весь арсенал «самопотопления». Цель: бездействие в «зоне комфорта».
Происходящие физиологические изменения при стратегии «Инфантильность», приводят к сексуальной неудовлетворенности, к сексуальным обвинениям и упрекам, к необоснованному отказу от секса с партнером или избегание его и т.д. По статистике, например, секс в стратегии «Инфантильность» перестает приносить ожидаемого удовлетворения для 51,8% мужчин и женщин
Главным средством самопотопления при стратегии «Инфантильность» является проявление активной жалости к себе, для которой характерны, например: «внезапно» осознаваемое несоответствие между реальным состоянием брака (сожительства) и ожиданиями личности от него; обвинения и в претензии к партнеру в не реализованных собственных мечтах, в имеющихся проблемах (эмоциональных, сексуальных, материальных и социальных) и т.
В период зрелости, появляющиеся впервые сигналы неизбежного физиологического процесса старения (снижениеактивности, в том числе и физической, привлекательности, сексуальности, ригидность и т.д.), зачастую, психологически, не принимаются и отторгаются личностью. Причина проста: паспорт указывает на реальный возраст человека («за 40 лет»), а в зеркале онвидитсобственное «25 летнее отражение. Это несоответствие между внешнимвосприятием себя и реальными возрастными изменениями, вызвано разностью, доходящей до критического уровня, самовосприятия между «Я-реальный» и «Я-идеальный». Эти два взаимозависимых фактора многократно усиливают свои негативные эффекты при любых возникающих негативных жизненных изменений, приводя личность к внутренним противоречиям(к проблемам с самооценкой), а те, в свою очередь, к кризисным явлениям(кризис идентичности), и к включению у человека подсознательного страха старения. Решение всех, вставших перед личностью проблем старения, решается с помощью трех основных стратегий
*Стратегия «Сопротивление».Цель: продлить молодость и приостановить процесс старения. Для реализации поставленной цели, объявляется открытая «война» с возрастным старением,
с применением всего боевого арсенала современной косметической и оздоровительной медицины (кремы, витамины, уколы, операции и т.
40 – 55 лет, это рубежный возраст. Состояние зрелости личности нарабатывается им в течении всей предшествующая жизни. Это возраст наивысшего венца жизненного пути личности, при которой она уже достигла максимально возможных высот в карьере, в профессии, в семье и в социальном положении. Зрелость ставит перед личностью решение новых возрастных задач. Рассмотрим любовь в контексте решения возрастных задач:
1 задача. Осознание и адаптация к появлению признакам старения собственного организма (спад физических сил и внешней привлекательности, снижение сексуальной функции, сексуальности и ригидности).
2 задача. Усиление личностного аспекта в любви, которая проявляется в семейных, родственных и интимных отношениях (самореализация любви в интимных отношениях), выраженных в заботе о детях и старых родителях.
Осознание естественного старения своего организма и смена возрастных задач значительно увеличивает потребность в любви, которая проявляется в прочных коммуникативных (профессиональных и дружеских) и сексуально-интимных связях внутри семьи и вовне. Любовь за 40 лет проявляется в желании близости с любимым человеком и познании его личности; в создании целого и единого «мы» и сохранением, при этом, собственного автономного «Я»; в страхе потери любимого человека (страх одиночества).
В зрелости личность достигает апогея полного своего расцвета во всех сферах жизни и вершин профессиональной продуктивности, которые приводят к личностному кризису.
Для периода зрелости характерны два важных кризиса. Первый из них, вне плановый -кризис 40 лет, который:
а) демонстрирует новообразование периода зрелости — продуктивность, основанную на комплексе родительства и профессиональной компетентности;
б) дублирует «Кризис смысла жизни» (кризис 30 лет) и позволяет завершить его, если это не было сделано вовремя.
В кризис 40 лет личности приходится заново пересматривать и перестраивать свои жизненные смыслы. Например.
Кризис останавливает личность в её профессиональном развитии, приводит к спаду профессиональной продуктивности и созидательных возможностей, которые могут привести, например, к кардинальной смене профессии и т.
Любовь в зрелости означает концентрацию на межличностных отношениях иассоциацию с разнообразными чувственными, интимными и сексуальными, переживаниями. В зрелости любовь рассматривается, в основном, в контекстесупружеских (интимных) отношений. Любовь в этот период, при достижением человеком личностной зрелости, реализует две основные функции:
*интеграцию Эго-сексуальных многообразных поступков и переживаний (размышлений, действий и т.д.);
*взаимную поддержку, при необратимых возрастных изменениях (естественный физиологический процесс старения), в том числе и при снижении сексуальной функции.
В стабильности и в успешности брака особую роль играет баланс между взаимной любовью супругов (внутренним притяжением, основанным на физиологической и физической привлекательности супругов друг для друга, дружескими отношениями между ними) и социальным статусом супруга/супруги. (причем, чем выше статус, тем «крепче» любовь.
Любовь, на ранней стадии зрелости (30-40 лет), меняет содержание Я-концепции личности, обеспечивая её плавный переход на следующий этап семейных отношений. Содержание Я-концепции в зрелом возрасте включает в себя:
*ориентированность личности на брак/на создание и сохранение семьи, которая выражается в удовлетворении персональной потребности к близости;
*изменение персональных жизненных ценностей Я –образа, например: на первое место выходит счастливая семейная жизнь; любовь смещается на 2 место; на третье место выходит профессиональная деятельность (хороший коллектив, профессиональное саморазвитие и т.
Зрелый возраст 30/33-50 лет. Зрелость называютзолотой порой жизни, достижением личностью наивысших результатов и полную реализацию всего её личностного потенциала во всех сферах жизни, понимание уровня собственной ответственности за содержание и качество своей жизни перед самим собой и перед окружающими, желание стабильности и уверенности в себе, в своем будущем.Особенным образованием зрелости(по Эриксону) является продуктивность: личная, творческая, производительная (профессиональная), родительская, которая и определяет ведущие задачи зрелости:
*Поддержаниеинтимных взаимоотношений и сохранение семьи (образование её), повышение и укрепление персональной ответственности в разнообразии семейно- интимной сферы брака.
*Достижение наивысших личностных результатов в профессиональной и общественной жизни, фиксация на межличностных взаимоотношениях.
*Реализация в жизнь личных возможностей увлечений, интересов, хобби и т.д. (творчество), которые по каким –либо причинам не реализованных в молодости- это важное средство сохранения психического здоровья супругов и самопринятия.
*Воспитание и участие в жизни детей.
Важно понимать, что состояние зрелости не появляется у личности неожиданно. Появлению состоянию зрелости способствует выбранная личностью жизненная стратегия, воплощенная и воплощаемая во всей её предыдущей жизни: сначала происходят, внешне малозаметные, изменения в её физическом состоянии, в социальной значимости поступков и в продуктивности деятельности, которые, накапливаясь, позволяют личности делать новый «скачок» в своем развитии.
Люди, не создавшие семью до 28-30 лет,в дальнейшем, как правило, при попытке создать семью либо испытывают огромные трудности либо уже просто психологически не в состоянии создать семью. Это происходит в результатепривыкания к своему одиночеству и проявления ригидности привычек, зачастую делающих очень трудной, практически невозможной, совместную жизнь, предъявления излишних требований к партнеру или, наоборот, потерю требований к выбору партнера и т.д.
В 30 -33 годанаступает нормативный кризис молодости, называемый «Кризис смысла жизни», который знаменует переход личности от молодости к зрелости (В. Франкл). Причина кризиса — рассогласование жизненной стратегии, выбранной, на заре молодости, с имеющейся реальностью и новым взглядом на себя и свои возможности, которые ведут к появлению чувства нереализованности (традиционно клиенты жалуются на ощущение пустоты, невостребованности, неполноценности), и переосмыслению имеющихся ценностей. Личность, уже устоявшаяся, нашедшая себя и утвердившаяся во взрослой жизни, вдруг, неожиданно для себя осознает –у неё нет смысла жизни, он потеряна, потому что у личности внезапно попало согласие с миром и способность быть самой собой.
Семейный сценарий родительской семьи молодого мужа. Супружеский, тип семьи, семейные ценности включены в автономии личностей, свободы выбора и уважения права всех членов семьи, симметричностью прав и обязанностей супругов, представленных в иерархи семейных отношений и социальных ролей: отец –глава семьи, решающий все вопросы в жизнеобеспечения семьи, мать –обеспечивает семейный «тыл», с мнением и желаниями, которой считаются. Обсуждение семейных планов и целей происходит коллегиально. Для решения острых/спорных/конфликтных ситуаций применяются коллегиальные методы обсуждения и принятия конструктивных решений и т.
Создание собственной семьи и её рост выводят на поверхность серьезные проблемы, которые приводят к кризису семейных отношений и внутриличным конфликтам.
1.Появление неизбежных разочарований. Например.наступающих по мере совместного проживания. Эти разочарования возникают в результате противоречий между ожиданиями (иллюзиями/надеждами/мечтами, оформленными в персональные «идеальные образы» и трансформированные в требования к поведению партнера/партнерши, предъявляемых в повседневной жизни) и жесткой реальностью (несходство взглядов и конфликтность ценностей, характеров и привычек, ожиданий и т.д.). Например. Будучи невестой, девушкамирится с недостатками жениха, пребывая в полной уверенности: став его женой, онаобязательно «вылепит» мужа подсвои «идеальные образы», под свои стандарты. Жених же, наоборот, уверен, что его любят и принимают таким, какой он есть (если уж выходит за него замуж), и он, после свадьбы не собирается меняться. Практически сразу, после свадьбы, у молодых супругов начинается настоящая борьба за реализацию досвадебных ожиданий. Начинается противостояние между «изменить» и «не меняться». Эта борьба демонстрирует несоответствие «идеальных образов» и стандартов, предъявляемыхдруг другу, характеризуется открытым сопротивлением -отказом соответствовать им, и формирующим непонимание между супругами.
Создание собственной семьи – это важный момент молодости, потому что происходит осмысление самой сущности семейных отношений и собственных новых ролей.Молодой паре, мечтающей построить прочные и гармоничные семейные отношения, важно понимать базис семейной гармони составляют:
1. Объединение по самым ключевым и важным сферам жизни(например, профессия, увлечения и т.д.) семейной пары. Эти объединения, как любая совместная деятельность, позволяют молодым супругам наиболее полно раскрываться и проявлять себя, стать взаимодополняющими и самозавершенными, в том числе и в других связях с окружающим миром, каждая из которых, в свою очередь, раскрывает и расцвечивает новыми яркими красками новые грани личности каждого из супругов.
2. Автономность, которая позволяет молодым супругам, не только сохранять и уважать личностные, семейные и общие границы, но развиваться самостоятельно, без влияния и руководства извне. В случае необходимости, молодые супруги могут достаточно успешно и тактично, но жестко отражать «доброжелательные атаки» родителей, друзей 3.Прагматичное и рациональное выстраивание личностных ролевых приоритетов и иерархии ценностей, которые напрямую связаны с переосмыслением собственного «Я», перехода от детскости к взрослости (или как любят говорить психологи «от ребенка к взрослому»).
Для создания собственной счастливой и гармоничной семьи у молодости есть все возможности (о них сказано ранее), в том числе и персональные «идеальные образы» и индивидуальные критерии выбора партнера/партнершидля партнерства/юридического брака. Персональные «идеальные образы» и индивидуальные критерии выбора партнера/партнерши классифицируются:*по сексуальной составляющей(внешность, физическая форма, сексуальное влечение, страсть, «бабочки в животе» и т.д.); *по психоэмоциональной составляющей(психологическая совместимость, внутренний комфорт и др.); *по социальной составляющей: соответствие ценностей, демонстрации статуса и личностных качеств (верность и честность, чувство юмора и трудолюбие, ответственность и самостоятельность и т.д.) в проявлении во всех сферах деятельности: интимной, публичной и профессиональной. Впоследствии персональные «идеальные образы» и индивидуальные критерии выбора партнера трансформируются в персональные требования к поведению и внешности партнера/партнерши и предъявляются им в повседневнойжизни.
Поиск своего персонального «идеального образа» осуществляется личностью с учетом преобладанием выбранного типа ис применением нескольких стратегий. Например.
Стратегия «гнездо». Поиск соискателя/соискательницы осуществляется с позиций готовности к родительству: надежная опора и отец/мать для собственных будущих детей и создание уютного родительского дома, как «гнезда» для будущих детей.
Возраст молодости в диапазоне от 25 до 30 лет – это наиболее благоприятный период для создания собственной семьи. Создание семьи в этот период решает сразу несколько важных задач молодости.
1 задача. Поддержание регулярных сексуальных отношений, основанное на чувстве интимности и воспринимаемое личностью, как её новая ценность и её новое достижение. Регулярные сексуальные отношения и, вызываемые ими ощущения, размышления и поступки, способствуют дальнейшему формированию у личности базисного чувства доверия и состояния комфорта, которые позволяют личности не только раскрываться, не боясь нарушить собственную идентичность, но и осознавать интерес собственного «Я» для другого человека (сексуального партнера, сожителя или законного супруга/супруги).
2 задача. Реализация стремления принадлежать другому человеку и жить с ним общей жизнью в виде либо партнерства либо юридического законного брака.Стоит отметить, что все виды партнерства имеют свои характеристики. Например. Пробный брак характеризуется: отказом пары публично признавать отношения; попыткой примерить семейные роли и создать модель семьи; поиском контактов во взаимопонимании и во взаимодействии; краткостью своего существования; заканчивается либо оформлением юридического брака, либо разрывом отношений.
Молодость — это самый уникальный период, в котором одним из центральных новообразований, кроме профессионального, является формирование способности любить, поддержание сексуальных отношений и создание собственной семьи, которые становятся основной целью молодости.
Для реализации этой цели у молодости есть все возможности (психологические, физиологические, социальные), выражающиеся в серьезных ухаживаниях, в первой любви и психоэмоциональных переживаниях, вызванных ею, в выборе партнера в жизни и в раннем периоде семейной жизни.
Решению этой цели способствуют легкость знакомств, адаптация к условиям совместного проживания, самоанализ, позволяющий делать выводы из своих прошедших симпатий и влюбленностей, и помогающий избежать «знакомых граблей», наиболее предельная, максимальная, сексуальная активность и оптимальная готовность молодого женского организма к первым родам и т.д.
Формирование способности любитьпроисходит через личностное саморазвитие, являющимся обязательным условием для обоих партнеров. Это важное приобретение двух любящих людей, по мере их взросления, происходит по мере получения ими нового опыта социально-личностных и психоэмоциональных переживаний (вызванных, например, изменением отношений с родителями, рождением детей, безвозвратными утратами, карьерным ростом и т.
Неистребимое желание любить – оно ведет нас от рождения до смерти (Я.Кофман)
В предыдущих статьях описаны периоды формирования физиологической основы и псевдовлюбленности, без которых невозможно будущего чувство настоящей любви. Напомним:
а)чтосенсорные центры, которые являются основой для будущих психоэмоциональных переживаний плода формируются во время беременности (пренатальный период); а генетическая потребность в привязанности и в безусловной любви, и формирование основных психоэмоциональных шаблонов (по типу: смеется взрослый –смеется младенец, хмурится взрослый — хмуриться ребенок, взрослый кричит-ребенок пугается, плачет и т.д.) формируются во младенчестве и в преддошкольный возраст;
б)псевдовлюбленноси, к которым относятся первые неосознанные симпатиии психоэмоциональные переживания, вызванные ими, формируются в преддошкольном и дошкольном возрасте; первая дружба и соответствующие ей психоэмоциональные переживания формируются в младший школьный возраст; первая влюбленность и её психоэмоциональные переживания формируется в подростковый и юношеский возраст.
Однако, как показывает практика, очень часто псевдовлюбленности (привязанность, симпатию, дружбу и влюбленность)путают с настоящим серьезным чувством любви.
Младший школьный возраст (7-11/12 лет). Это период подготовки ребенка и репетиция им самых первых нежных чувств, симпатии-влюбленности.Младший школьник не может объяснить ни внезапно появившуюся симпатию к объекту влюбленности, в том числе к взрослому человеку (например, к учительнице, она красивая, добрая и т.д.). У ребенка отсутствуют критерии отбора объекта для своей симпатии-влюбленности, поэтому диапазон их широк и несуразен: красивые бантики, веселый, крутой телефон и т.д. Свою симпатию-влюбленность, в силу отсутствия жизненного и любовного опыта, ребенок проявляет «коряво», например, может дергать за косички, стукнуть учебником, обозвать и т.д.
В этот период ребенок переходит в латентную форму сексуального развития, при которой ему не интересны вопросы пола и секса, приоритеты ребенок отдает своей обычной жизни: общению со сверстниками, учебе, своим интересам и т.д., то есть набирается обычного жизненного опыта.
Подростковый возраст (11/12-16 лет), отрочество. В это период формируется платоническая влюбленность — это первое и серьезное, настоящее личностное испытание, которая несет в себе важную психологическую функцию, необходимую для полноценной и окончательной «достройки» личности в целом, потому что научает подростка чувствованию, необходимому в будущем, в серьезном взрослом чувстве любви.
«Любовь — самое прекрасное и полноценное чувство, которое может испытать человек» (Вирджиния Сатир)
Любовь – это одно из немногих чувств, в котором нуждается каждый человек, с первых и до последних дней своей жизни, выраженное в сложных формах человеческих взаимоотношений: мать понимает как шевелением плод реагирует на её эмоции, мы видим радость младенца на нашу улыбку, нас умиляют целующиеся малыши, мы снисходительно улыбаемся влюбленным подросткам, мы сопереживаем страстям юности, понимаем страсти и эмоции молодости, с грустью и завистью смотрим на пожилую пару, нежно поддерживающих друг друга.
Опираясь на возрастную периодизацию можно проследить появление, развитие и трансформацию чувства любви.
Пренатальный период (конец первого триместра-до рождения). В этот период формируются сенсорные центры, отвечающие за чувство любви, и появляются первые сенсорные переживания плода (изменение его двигательной активности) –это эмоциональная реакция ребенка на эмоциональное состояние матери: в зависимости от эмоционального состояния матери в её кровь поступают гормоны, определяющие эмоции (страх, радость и т.д.), на которые и реагирует плод.
"Congruity is mother of love"(гармония-мать любви), английская народная пословица
Одним из частых задаваемых парой (супругами/сожителями/сексуальными партнерами) вопросов, семейным психологам, является вопрос о критериальности оценивания любви («Как узнать, что меня любит…»). Этот вопрос задается вне зависимости от половой принадлежности, от социального положения, от образования, от возраста и так далее.
Изменить любовь в наше время не так не сложно, как кажется.Для этого можно использовать различные клинические методы обследования (МРТ, биохимия крови), но мы рассмотрим психологические критерии и измерители любви.
Основные критерии (элементы) любви предложены знаменитым Эриком Фроммом, в его не менее знаменитом труде «Искусство любить». Теоретические открытия этого труда подтверждены результатами современных практических научных исследований и стали психологическими аксиомами, самые известные из которых «Любовь проявляется в действии», «Принимайте человека таким, каков он есть», «Любите то, что делаете, делайте то, что любите» и т.д.
Эрик Фромм в своих работах, посвященных феномену любви:
а)дал определение слову «любовь»,рассматривая её, как активную деятельность «любовь — это деятельность, а не страсть…и не аффект», которое стало одной из самых известных психологических аксиом «Любовь проявляется в действии»;
б) раскрыл сущность любви, рассматривая её как серьезный труд, направленный на поддержку любимого человека в его развитии, то есть по сути, любовь -это труд, направленный на себя, результатом которой становиться высокий уровень самосовершенствования и саморазвития, которое стало одной из психологических аксиом«Помогая другому — развиваешься сам», следовательно, «любовь и труд» неразделенными категориями;
в)выделил основные элементы любви, то есть, по сути, критерии любви, без которых она невозможна.
Древними греками была создана типизация видов любви, которая значительно была дополнена в середине прошлого века (D. Lee). Итак, любовь классифицируется, как:
1. Эрос.Разрушительный и краткосрочный вид любви, характеризующийся: *повышенной псхоэмоциональностью (восторженностью, увлеченностью, страстью, идеализацией любимого человека, поклонением ему, зависимостью); *сексуальным влечением и непреодолимым желанием обладать любимым человеком полностью. Прекращается со «снятием розовых очков» и наступающим, вслед за ним, «отрезвлением», приводящих к расставанию.
2. Людус.Мимолетный, краткосрочный, потребительский (гедонистический)вид любви, характеризующийся: *базированием только на сексуальном влечении; *отношением к любви, как к спортивной игре/соревнованию; *стремлением получать, а не отдавать; *возможностью измены; *поверхностными и неудовлетворяющими взаимоотношения, толкающих на новые знакомства -отношения. Прекращается с появлением скуки или потерей интереса к партнеру.
3.Сторге.Дружественно-партнерский, долгосрочный вид любви, характеризующийся: нежностью, безмятежностью, спокойствием, комфортностью, дружбой; *любовники -друзья. Традиционно появляется после продолжительной дружбы или брака.
4.Прагма. Прагматичный, рациональный, рассудочный вид любви, сочетающий людус (любовь -игра) и строге (любовь -дружба), так называемая «любовь по расчету», характеризующаяся: *сознательным выбором партнера для серьезных и долгосрочных отношений, основанных на собственной выгоде; *обязательное наличие возможности полного контроля (чувств, эмоций и ситуаций); *зачастую длиться всю жизнь, делая в некоторых случаях, пару счастливой.
Уважаемые читатели начинается цикл статей, посвященный семейным, партнерским, любовным и родительско-детским отношениям «Семейная психология и семейная психотерапия»
Объединяющим словом различных видов межличностных отношений (семейных, партнерских, любовных и родительско-детских), о которых будем говорить, является любовь. Многие люди уверены: нет более легкого чувств, чем любовь, они уверены, что умеет любить, но при любовных фиаско начинают винить судьбу, родителей, Бога, обстоятельства, то есть кого угодно и что угодно, но только не себя, задаваясь риторическими вопросами, типа: «Что такое любовь?», «Как узнать её?»,«Как выражается любовь?»
Понятие «Любовь», по мнению Эю Фромма, окружено плотным кольцом двухсмысленности и путаницы, потому что люди «одевают» в это слово все, что им нравится, доставляет удовольствие и просто вызывает позитивные эмоции, например: любовь к еде и увлечениям, или легкую интрижку, просто симпатию, сексуальное желание и серьезные чувства близости и т.д. Попробуем освободиться от двухсмысленности и путаницы, попробуем, как говорили древние, «отделить зерна от плевел», и воспользоваться добрым советом В. Декарта, который говорил: «Определив точно значения слов, вы избавите человечество от половины заблуждений», поэтому давайте определим значение слова «Любовь», опираясь на небольшую часть, из имеющегося широкого спектра исследований по феномену «Любви».
Изучая десятки тысяч историй болезней пациентов, страдающих серьезными психическими расстройствами (на сексуальной основе) и десятков тысяч историй психиатрического обследования правонарушителей, осужденных за сексуальные преступления (растление несовершеннолетних, изнасилование и т.д.) группа психотерапевтов, психиатров, в том числе и судебных, определили:
1.«Синдром четырех факторов», то есть основные поведенческие модели, формирующиеся под влиянием чрезмерной мастурбации под порно:
*поведенческая модель «зависимость от порно»: просмотр порно вызывает мощнейшее сексуальное возбуждение, снимаемое только мастурбацией под него, остановиться практически не возможно;
*поведенческая модель «эффект эскалации»: требуется сильнейшая стимуляции (например, сцены с нетрадиционными формами секса и т.д.) коры головного мозга для достижения при мастурбации эффекта, как и при первом опыте; приводит только к мастурбации и отказу от сексу с реальным партнером; эффект эскалации аналогичен эффекту эскалации при наркозависимости;
*поведенческая модель «десенсибилизация»: стираются грани с асоциального, незаконного, аморального и извращенного сексуального поведения, которое воспринимается нормальным и адекватным; значительно снижаются стандарты морали, при которых сексуальные отклонения считаются обычным и распространенным явлением;
*поведенческая модель «тенденция к подражанию и копированию новых моделей сексуальной деятельности»: появляется на основе взятых из порно половых извращений и противозаконных действий (например: секс с детьми, изнасилование и т.
Новое отношение ASAM к зависимостям, понимание первопричины зависимости, в том числе порнозависимости, и её последствий (неадекватное сексуальное поведение, эмоциональные расстройства и др.), накладывают обязательства на врачей по оказанию профессиональной помощи сексо и порнозависимым пациентам и новые подходы в их лечении, возвращающих пациента к границам здоровой сексуальности.
Важно понимать, что лечение порнозависимости:
*должно быть профессиональным, самостоятельно пациенту справиться с этой интимной проблемой, как показывает практика, достаточно сложно, практически невозможно;
*по временным и психоэмоциональным затратам оно соответствует лечению алкогольной или наркотической зависимости;
*наличие осознания пациентом собственной проблемы и осознанного желания вылечиться, обязательны;
*порнозависимого невозможно изолировать от аддикта, без его осознанного желания, потому что в свободной продаже находятся диски с порнофильмами и порножурналы, в интернете терабайты-порнофотографии и порновидео.
Для лечения порнозвисимости применяется широкий спектр мер. Например.
1.Медикаментозное стимулирование лимбической системы (дофаминовых центров).
2.Классические методы психотерапии, такие как: когнитивно – поведенческая терапия; экзистенциальная психотерапия; телесно-ориентированная психотерапия; психоанализ; Ментальная Технология Тройного Моделирования (МТТМ); рациональная психотерапия в комплексесарт-терапия, психодрама, эмоционально-стрессовая терапия и т.
Факт 6. Результаты научных исследований по проблематике зависимостей. Так, ASAM (Американскоеобщество адаптивной медицины) публично представила и зафиксировала в «Новых стандартах для врачей и специалистов по аддикции» (2014г.) принципиально новые позиции в отношении зависимости, являющихся результатов длительной и кропотливой работы огромного коллектива всемирно известных иавторитетных специалистов в области зависимостей (врачей, неврологов, нейробиологов и др.) и консультантов Национального института исследования наркозависимости (National Institute on Drug Abuse), например:
а)закреплено новое определение зависимости, как первичного заболевания коры головного мозга («…является основным, хроническим заболеванием головного мозга»), не всегда вызывается психическим состоянием/другими нарушениями, и не всегда является способом «успокоить» другое более глубокое заболевание;
б)выделена роль коры головного мозга в этиологии зависимости («нейротрансмиссии…прилежащем ядре…лимбической системы…передней поясной коры…базальных отделах переднего мозга и миндалевидном теле… центральных белых соединительных веществ между лобной корой и схем вознаграждения, мотивации и памяти»): изменения процессов функционирования мозга, повреждение и деформирование центров наслаждения и областей, ответственных за контроль импульсов и суждений;
в) показано различие в функционировании всех структур коры головного мозга зависимого и здорового человека;
г)акцентировано внимание на внешних стимулах, воздействующих на схему поощрения;
д)обозначены единые, для всех видов зависимости (химических и поведенческих, авторами специально выделены сексуальные, пищевые, игровые пристрастия, связанные «патологическим стремлением к поощрениям»), основополагающие изменения в анатомии, химии и физиологии головного мозга, вызывающих в нем одинаковые изменения: гипофронтальность-сенсибилизацию- десенсибилизацию.
В четвертых исследованиях, доказывается взаимосвязь и взаимозависимости функции морали, половой функции и системы саморегуляции культуры, как средства сохранения цивилизации в целом.
Исследовали, на примере дошедших до наших дней артефактов, раскрывают взаимосвязь и взаимозависимость функции морали и системы саморегуляции культуры, как средства сохранения цивилизации в целом, на примере развития и гибели древних цивилизаций.
Ярким иллюстративным примером этой взаимосвязи и взаимозависимости может служить, например, история Римской империи (особенно позднего её периода), «наивно» воспринимавшей половую функцию и приравнявшую её к другим физиологическим функциям (сон, еда и др.). До современности дошло множество свидетельств и примеров повседневной жизни древних римлян, нашедшее отражение:
*в произведениях искусства (живопись, скульптура), в которых можно увидеть, например, обожествление фаллоса и возведение его в культ и т.д.;
*в эротических словарях греческого языка, которые настолько полно описывают видовое разнообразие и патологическую извращенность сексуальных отношений, что стали, к слову, основой современных сексуальных словарей и т.
Порнозависимость: МРТ исследования головного мозга
Особую ценность и интерес представляют результаты исследований головного мозга, проводимые учеными, в том числе и неврологами. Таких исследований более 70. В рамках данной статьи будет дан краткий обзор некоторых, проведенных в 2014 году и наиболее интересных, на взгляд автора.
Dr. V. Voon (Кембриджский университет) «Cambridge Study: Internet porn addiction mirrors drug addiction» (2014). Доказано, что у порнозависмых:
*существует компульсивность реакций на сексуальные раздражители таких же, как и у больных с химическими зависимостями (как у наркоманов на наркотик, у алкоголиков на алкоголь)
*выявлены серьезные нарушения в системе стимуляции коры головного мозга, вызванные желанием использовать порно без соответствующего сексуального желания.
*у более, чем 50% испытуемых (порнозависимых) существует либо снижение либидо либо трудности в достижении эрекции с реальными женщинами, и, которую они достигают при порно. Данная информация широко рассматривается в научном сообществе. На основе этого исследования в Великобритании создан документальный фильм «Porn on the Brain». Смотрите здесь: docs.google.com/a/reuniting.info/file/d/0B9vATSM3elQZTHN2eldRRWN3eDA/edit?pli=1
Немецкие ученые, ведущий автор S.
Порнозависимость: негативное влияние на нервную систему-2
Работа центральной нервной системы в фазе завершения (разрешения) процесса полового возбуждения. При нормальном половом акте. После оргазма: *наступает чувство полного полового удовлетворения и ощущение общего удовольствия (особенно, если половой акт состоялся с эмоционально и физически приятным партнером); *гормоны стресса полностью сжигаются (физической нагрузкой, которой при нормальном половом акте предостаточно): повысившаяся, во время оргазма, концентрация половых гормонов в крови начинает оказывать тормозящее воздействие на выработку гонадотропных гормонов, уменьшающих выработка половых гормонов. Половые органы и вегетативные системы быстро приходят в нормальное состояние. При частых онанистических актах (порнозависимости). Порнозависимый целенаправленнолонгируя (затягивая) либо не допуская момент эякуации и оргазмаоставляет нервную систему на долгое время в возбужденном состоянии, «ломая» смену процессов возбуждения головного мозга на процессы торможения; гормоны стресса остаются в организме (при мастурбации нет физической нагрузки): повысившаяся во время оргазма концентрация половых гормонов в крови не уменьшается, вызывая у порнозависимого раздражительность, мрачное настроение, дискомфорт и неприятные ощущения. Половые органы и вовлеченные в оргазм вегетативные системы приходят в своё нормальное состояние более длительное время
Работа центральной нервной системы в фазе рефрактерности системы репродукции (только у мужчин) процесса полового возбуждения.
Рассмотрим негативное влияние порнозависимости (частых онанистических актов) на нервную систему. Напомним, что:
а)центральная нервная система координирует все сложные рефлекторные реакции организма на основе двух базовых процессов — возбуждения и торможения, постоянно взаимодействующих между собой и зависящих от внешней/внутренней среды.
б)нормальный половой акт -это сложный и парный физиологический процесс (W. Masters, V. Johnson) модели полового поведения, происходящий со стадией предварительных и взаимных ласк, с включением всех структурно-функциональных составляющих и взаимоперетекающих фаз, и объединенных единым понятием «половой цикл»: возбуждение, «плато», оргазм и обратное развитие (детумесценция).
Итак, начнем. Работа центральной нервной системы в начальной фазе процесса полового возбуждения. При нормальном половом акте: *включаются психогенные факторы восприятия (слух, зрение, запах, вкус, осязание), вызывающие физическую стимуляцию эрогенных зон и половых органов; *это способствуют зарождению импульсов (всемявыбрасывающих протоках, в задней уретре и др.), вызывающих ощущение оргазма; *проявляются первые неспецифические реакции вегетативных систем организма и специфических реакций системы репродукции. При частых онанистических актах (порнозависимости): *психогенные факторы не включаются (кроме зрения и слуха), *импульсы, вызывающих ощущение оргазма вызываются самостоятельной, прямой стимуляцией половых органов; *первые неспецифические реакции вегетативных систем организма и специфических реакций системы репродукции проявляются так же, как и при нормальном половом акте.
Опасность частых онанистических актов (порнозависимости) для мужского здоровья, по мнению «джентльменских» врачей, состоит в их негативном влиянии на работу полового органа мужчины, которое проявляется не сразу, а толькопо истечению некоторого времени. Статистика докторов-урологов и андрологов: *каждый пятый из больных простатитом (сопровождающимся нарушением половой функции) занимался онанизмом; *первичным бесплодием, вызванным варикоцеле (варикозным расширением вен семенного канатика) страдают 40%, вторичным -до 80%, мужчин, занимающихся онанизмом: *из больных импотенцией, занимались онанизмом: до 1 года-18%; до 3 лет-26%; у 15% пациентов причиной воспаления семенного бугорка (колликулиты) был именно онанизм и т.д.
Основная причина негативного влияния частых онанистических актов (порнозависимости) на развитие мужских заболеваний лежит в осознанном оттягивании (например, переключение внимания) или в умышленном прерывании (онанических манипуляций) наступления оргазма или в преждевременном оргазме без эякуляции.
Механизм развития мужских заболеваний при частых онанистических актах (порнозависимости) в самом упрощенном виде следующий:
*Описанные выше онанистические манипуляции не позволяют долькам предстательной железы полностью опорожняться, оставляя её наполненной кровью.
*Не опорожненные дольки и наполненная кровью предстательная железа, в свою очередь, вызывают отеки простатической части уретры, семенного бугорка, предстательной железы, железы Купера и Литтре, образовывая застойные явления и воспаления.
Особое значение в исследовании порнозависимости занимают результаты научных медико-биологических и нейрофизиологических исследований, клиническая практика и статистика врачей (урологов, андрологов, сексологов/психиатров/психотерапевтов), по мнению которых:
*мастурбация, ни под каким предлогом, не может быть приравнена или считаться полноценным половым актом;
*мастурбация, приобретая форму зависимости (порнозависимость) начинает негативно влиять на работу центральной нервной системы и гуморальной системы (жидкая внутренняя среда организма) с входящими в её состав половыми железами (семенники и яичники), которые в норме: способствуют/не способствуют проявлению полового влечения и половой активности, возбуждают или тормозят половую активность.
Сам же механизм полового возбуждения достаточно сложен: половые центры объединены особой нервной структурой и связаны между собой нервными проводниками, которые, при возникновении полового влечения и половой близости меняют деятельность всех систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной и т.д.).
Рассмотрим в сравнении, в самом упрощенном варианте, механизм полового возбуждения при нормальном половом акте и при мастурбации (порнозависимость).
Количество участников сексуального процесса. При нормальном половом акте: двое. При маструбация (порнозависимость): участник один, в своем «одиночном плавании» по любимым порнофильмам, порнофото и порнокартинкам.
"… опасность действительно имеется, если происходит замена сознательных душевных движений бессознательными желаниями..." (З. Фрейд)
Непосредственное влияние на начало формирования патологической порнозависимости (иных зависимостей), на социальную адаптацию личности (приспособление к культурным, психологическим и социальным факторам), на её прием или отторжение социальной средой, игнорирование социальной средой важнейших потребностей личности в любви и в общении (которые не реализуясь, накапливаются трансформируясь в нездоровое психологическое состояние ненужности) оказывают основное влияние три группы социальных факторов.
Первая группа социальных факторов (микрофакторы), оказывающих влияние на появление проблем.
Семья (её структура, экономическое положение, культурные/морально-этические и нравственные традиции, позиции членов семьи к просмотру порно и др.), имеющая внутреннюю нестабильность (проблемы) и применяющая деформированные модели поведения и взаимодействия между собой, а так же патологические формы воспитания детей (гипоопека, гиперопека, гиперпротекция и т.д.), не только ломает «эмоциональные шаблоны» личности, но формирует основу для будущих психологических комплексов и проблем, сложности в построении социальных отношений (недостаток доверия, тяга к контролю, манипуляции, неумение выражать и принимать любовь, привязанность к чужим людям, нестабильные отношения в социуме, обвинения всех и вся и т.
«К несчастью, подавленные эмоции не умирают. Их заставили замолчать. И они изнутри продолжают влиять на человека» З. Фрейд
Порнозависимость, как любая другая зависимость - это яркий показатель трансформации не реализованных задач взросления личности (например, потребность в любви и в уважении, в признании и в принадлежности к значимой группе и др.) в различные психологические комплексы и личностные страхи. Перечислим некоторые их них.
Синдром дефицита удовольствия, который проявляется: *в постоянном ощущении уныния и скуки жизни, *в поиске дополнительных стимулов активизации жизни, *в концентрации на негативной действительности, позволяющей (на время) вырываться из состояния дискомфорта и т.д.
Страх одиночества (основа-инфантильность), который проявляется: *в перекладывании ответственности за свое поведение на других людей, *в добровольном подчинением своих интересов потребностям других, значимых (близких), людей и т.д.
Страх быть отвергнутым, который проявляется: *в поиске одобрения, *в отсутствии умения сказать отказывать (сказать «нет»), * в желании стать незаметным, убежать и спрятаться в иллюзорном мире, *в самоизоляции и т.д.
Страх неудачи, который проявляется: *в самоограничивающих мыслях, *в негативном и деконструктивном внутреннем диалоге, *в негативном мышление, когда мысль о том, что «приложение усилий не приведет ни к какому результату, довлеет над личностью, заставляя отказаться даже от попыток» (американский психотерапевт Д.Бернс)
Порнозависимость — это серьезная психическая проблема, за которой личность прячет свои комплексы и свою неспособность принять сексуальную жизнь, как естественное продолжение реальных отношений, и, которая требует серьезной психотерапевтической работы с зависимым.
«Образование симптома представляет собой замену того, чему появиться непозволительно» З. Фрейд
В предыдущих статьях, рассмотрели первую стадию формирования порнозависимости: её нейрофизиологические механизмы, основные этапы и т.д., Заострю ваше внимание на том, что в формировании порнозависимости (иного зависимого поведения), как показывает широкий пласт результатов научных и клинический исследований, ведущая роль отводится психологическим чертам и психологическим проблемам личности, подводящих и способствующих формированию у неё порнозависимости. В этой статье обозначим некоторые психологические черты, которые, напомню, формируются с самого детства, подводят и способствуют формированию у личности порнозависимости.
Внушаемость (психическая заразительность), которая характеризуется: *индуцированностью (вызванной или вынужденной кем-то), *склонностью к имитационному и подражательному поведению, *сильным эмоциональным возбуждением, *низким уровнем осведомленности, при не хватке (дефиците) времени для принятия решения, *доверчивостью, *тревожной мнительностью и т.д.
Эмоциональная лабильность (готовность эмоционально реагировать на значимые, для личности, раздражители, в формировании которой ведущую роль играет адреналин), которая характеризуется: *неустойчивостью настроения (быстрые и резкие перепады), *вспышками злобы и агрессии, *тревожностью, *беспокойством и т.д.
Инфантилизм (отставание в развитии эмоционально-волевой сферы и сохранении детских качеств личности не соответствующих возрастным требованиям к ней), который характеризуется: *неспособностью принимать решения без советов других людей; *готовностью позволять другим принимать важные решения за себя; *соглашательством, чтобы не быть отвергнутым; *готовностью добровольно выполнять неприятные работы для приобретения поддержки или любви (мнимого уважения) значимых людей; *обвинениями невиновных людей в своих проблемах, *добровольным подчинением важным (для зависимого) людям, *ожиданием готовых решений, *привычным/шаблонным поведением, применяемого в связи с условными выгодами и т.д.
Склонность к риску (предпочтение в выборе опасного варианта действий вместе безопасного), которая характеризуется:*утратой чувства опасности, *получением удовольствия любыми сложными и опасными способами, *отсутствием объективного анализа ситуации риска, *низкой мотивацией к избеганию неудач (защитой) и т.д.
Ригидность (затрудненность в условиях, требующих перестройки мышления), которая характеризуется:*инертностью/негибкостью мышления (избегание ситуаций, в которых нужно искать новые решения), *предпочтением репродуктивного поведения и т.д.
Неприятие критики или неодобрения (неприятие очевидного, негативная кратковременная реакция на изменения), которые характеризуется: *активно выраженными действиями несогласия, *неприятием поступка, *податливостью малейшей критике или неодобрения со стороны, *испытывание постоянного дискомфорта и скованность в социальных ситуациях, *подверженностью чувству собственной неполноценности и т.д.
Психологическая неустойчивость (склонность к срывам нервной системы при значительных физических и психических нагрузках), которая характеризуется: *плохой переносимостью одиночества и готовностью его избежать с помощью маленьких усилий; *ощущением опустошенности/беспомощности, особенно при разрыве близкой связи; *страхом быть отвергнутым; *легкоранимостью, *ощущением особенности и непонятности для окружающих и т.д.
Упрямство (неуступчивость, несговорчивость, делать по своему), которое характеризуется: *чрезмерной эмоциональностью, *болезненной обидчивостью, *игнорированием важных потребностей, *направленностью на достижение своего, пусть даже отрицательного результата, *твёрдое знание того, чего хочет он сам, а не окружающие, *поощрение своих желаний, *неспособность изменить мнение/отношение, *отрицанием/игнорирование собственных проблем, позволяющих жить в мире иллюзий (понимание того, что только хочется понимать, слышать то, что хочется слышать)
Незрелость личности (проявление наивного подхода в быту, во взаимоотношениях и т. д.), которая выражается: *в отсутствии/не выраженности/слабо выраженности интеллектуальных и духовных интересов, *в отсутствии прочных нравственных норм, *неустойчивостью, *ненасытностью, *безответственностью, *чувством стадности, *не переносимостью трудностей повседневной жизни; *в преувеличении своих достоинств, *манипулятивностью, *существованием вне реального времени и пространства, в момент иллюзорного наполнения; *синдромом дефицита удовольствия, проявляющийся в постоянном ощущении скуки и др.
Лживость (систематическое, сознательное искажение истины для извлечения личных выгод), которая характеризуется: *стремлением постоянно говорить неправду, *лгать, *изворачиваться, *необязательность и нарушение своих обещаний, *желание произвести ложное впечатление отсутствия проблем и благополучия
К вышепечисленым чертам можно добавить стремление к контролю, эгоцентризм, дуализм мышления и т.д.
Нет ничего дороже, чем болезнь и ее игнорирование (Зигмунд Фрейд)
Эксперты (сексологи, семейные психотерапевты и др.) считают, что патологическая порнозависимость поддерживает тягу к самоизоляции, которая позволяет сохранить у зависимого сложившийся образ жизни, в которой (результаты клинических наблюдений) он испытывает:
* высокий уровень и постоянный рост социальной тревожности,
*психогенную эректильную дисфункцию: прогресс и центральное угнетение механизмов эрекции (при отсутствии органических причин) даже при просмотре самого жёсткого
Иллюзии привлекают нас тем, что избавляют от боли, а в качестве замены приносят удовольствие. За это мы должны без сетований принимать, когда, вступая в противоречие с частью реальности, иллюзии разбиваются вдребезги.
Зигмунд Фрейд
Описание клинических случаев, результаты полевых исследований и лабораторных экспериментов сексологов, сексопатологов, семейных психологов и психотерапевтов позволили выделить следующие поведенческие маркеры порнозависимых, таких как:
Негативное воздействие на сексуальную жизнь, выраженное: *в развитии десенситизации,
Мастурбация – одна из основных обителей, «первичная зависимость». Последующие зависимости – от алкоголя, табака, морфия – лишь ее заменители. (Зигмунд Фрейд)
Порнография является мощным сексуальным стимулятором: она действует по типу афродизиака, и приводит к сексуальной разрядке, в основном, через мастурбацию. Порнографические образы, полученные при просмотре порно, запоминаются навсегда. Они часто вспоминаются, становясь предметом фантазий впадающего в зависимость человека.
Первый этап — формирование пристрастия/зависимости:
Мы стремимся в большей степени к тому, чтобы отвести от себя страдания, нежели к тому, чтобы получить удовольствие. (Зигмунд Фрейд)
В основе любого вида зависимости лежат:
*не удовлетворенность врожденного инстинкта привязанности и стремления ребенка к любви ближайшего окружения (расширяющееся по мере смены сензитивных периодов), формирующие в лимбической системе ребенка нейронные «шаблоны».
*пугающий опыт (пережитые/наблюдаемые ребенком, от рождения до 5 лет, различных виды насилия: физическое,
Нейропсихологическими и др. исследованиями, установлена прямая взаимосвязь (корреляция) между сформированными нейронными связями в головном мозге и реакциями лимбической системы, которая, напомню: *является центром базовых потребностей (половой доминанты, жажды, голода, безопасности, тяги к поведению), приносящих удовольствие и являющихся побудительной первопричиной любой деятельности человека; *управляет удовольствием, вознаграждением и возбуждением, эмоциями, памятью, эмпирическим обучением, снами и вниманием; *контролирует эмоциональное, мотивационное, сексуальное и социальное
Пугающий опыт негативных коммуникаций и отсутствие позитивных личностных привязанностей вводят ребенка в стресс, который запускает в лимбической системе привязанность-тягу к поиску «болеутоляющего» средства, «к получению удовлетворению через какой-либо вид аддикции»(К.Наккен и др.), некоторые, из которых, носят нездоровый характер. Особенность нездоровых аддикций в том, что они, воздействуя на лимбическую систему, анестезируют дискомфортное (болезненное) состояние, создавая иллюзию самоизлечения (получение позитивных при
"… форма подсознательного мышления всецело определяется желаниями, беспечно игнорируя и законы логики, и ход времени", "..проблемы взрослой жизни …из детства"(З. Фрейд)
Криса, как и многих зависимых людей, интересовали достаточно важные вопросы: «Как и почему произошло привыкание к порно? Почему трудно, практически не возможно, отказаться от порно? Почему происходят срывы при многочисленных попытках „завязать“?»
Ответы на эти вопросы раскрывают результаты научных исследований и экспериментов,
«У человеческих аддикций универсальный характер» (М. Orman)
Продолжим рассматривать порнозависимость Криса, на сей раз с позиций разрушительных типов аддиктивного (отклоняющегося, девиантного) поведения. «Аddiction», в переводе с английского — зависимость, пагубная привычка. У любого типа аддиктивного поведения (нехимического и химического) есть составляющие. Например.
Наличие аддикта. Аддикт – это зависимый человек. Крис, как зависимый человек, постоянно испытывает состояние мучительной рабской подчиненности своему увлечению порно, у него
"… чрезвычайно зависимы от порнографии, вплоть до того, что она поглотила всю их жизнь. Точно так же как алкоголики или наркоманы, они всегда ожидают получения «этого». И когда наступает момент, то ничто не может остановить их от того, что они хотят. Они не остановятся и перед изнасилованием" (В. Клайн, психотерапевт, профессор)
Ведущие ученые мира считают пристрастие к просмотру порно – одной из
«Зависимость есть заболевание социальных коммуникаций, которое организм отражает в себе как кризис передачи информации в организме» (психотерапевт, доктор медицины Эрнст Росси)
Эта стартовая, для новой серии, статья, посвященная одному из опаснейших заболеваний современности -порнозависимости (порнофилии). Порнозависимость -это одна из форм сексуального расстройства, вызванная чрезмерной тягой к порнографии, и при котором человек чувствует зависимость от просмотра порнографических фотографий/видео, которая является одной из разновидностей, так
Техника «Дебрифинг»
Цель: изменение характера общения между партнерами
Время, необходимое на выполнение техники: 15-30 минут.
Инструкция:Партнеры сидят рядом друг с другом.Специалист объясняет суть и правила дебрифинга: *это интимная и эмоционально связывающая беседа, *соблюдаются правила (участие по желанию, отсутствие оценок и критики и т.д.), *партнерам нужно (по очереди) рассказать друг другу и обсудить события, эмоции и чувства, испытанные за день (неудачи, радости
Техника «Семь правил»
Цель: обучение партнеров конструктивному сотрудничеству и практике позитивного поведения.
Время, необходимое на выполнение техники: 20-30 минут.
Инструкция. Специалист знакомит и обсуждает с партнерами
«7 основных правил гармоничных отношений»:
1.Не критикуйте, а предлагайте конкретные изменения в поведении партнера.
2.Не домысливайте и не говорите за партнера об его чувствах и мыслях, говорите только о своих.
3.Не используйте словосочетания: «Ты всегда...» или «Ты никогда...», говорите о конкретномслучае(сегодняи
Техника «Конструктивный спор» (бихевиоральная)
Цель. Обучение открытому и не травмирующему обмену мнениями о проблемах во взаимоотношениях, об осознаваемых и подавляемых чувствах и желаниях, о противоречиях в исполнении супружеских функций.
Время, необходимое на выполнение техники: 20-30 минут (из них, продолжительность спора не превышает 10минут, 1,5-2 минуты – финальная фаза)
Инструкция: *Партнеры находятся напротив друг друга, в кабинете психотерапевта (сексолога).
*Специалист учит партнеров приемам конструктивного спора
Техника «Аналогия» (метафорическая)
Время, необходимое на выполнение техники: 40-60 минут.
Цель. Обучение партнеров общению с помощью метафорических сообщений (аналогий).
Инструкция: Партнеры сидят напротив друг друга.Специалист с помощью игры выделяет стойкие дисфункциональные паттерны (разрушающее поведение/мышление для достижения определенных результатов или для поддержания хрупкого равновесия) партнеров. Для беседы специалист выбирает ситуацию, отражающую одну из проблем партнеров, но в то же время не вызывающей излишнюю тревогу.
Техника (метафорическая) «Супружеская хореография».
Цель. Фокусировка внимания партнеров на ведущей проблеме в отношениях между ними (Р. Рарр, 1998).
Время, необходимое на выполнение техники: 30 -60 минут.
Инструкция: Партнеры сидят напротив друг друга.
1 этап. Специалист предлагает партнерам принять удобную позу, расслабиться, закрыть глаза, представить в виде некой символической формы или образа (растение, животное и т. п.): * партнера, *самого себя и *варианты взаимодействия между
Модификация техники «Вечеринка частей».
Цель. Обучение партнеров переоценке проблемного поведения в выигрышном свете и принятию компромиссных решений.
Время, необходимое на выполнение техники:30-60 минут.
Инструкция: Партнеры сидят напротив друг друга. Сначала специалист объясняет партнерам основной принцип взаимодействия: любой человек –это многогранная личность, которые ярко проявляются при взаимодействии с окружающими.
Затем специалист предлагает каждому из партнеров: *взять по четыре чистых бумажных карточек; *написать на них наиболее часто
|