«Достигательство» при помощи обратного планирования - блог №2237474

В этой заметке преложен алгоритм, который может быть применим как Соло (самостоятельно), так и практикующими специалистами (в консультировании). Если Вы хотите провести исследование самостоятельно, подготовьте письменные принадлежности.

Речь пойдет не столько о Запросах и масштабной работе, сколько о тех текущих (условно «мелких», сиюминутных) целях и задачах, которые клиент может приносить на консультации. Из тех, которые могут быть напрямую не связаны с Запросом клиента, но без разрешения («достигательства») которых «дело дальше может и не пойти».

Разберем на примере. Пример взят из публичного обращения на форум (здесь, на этом сайте) от анонимного автора. Обратим внимание на лаконичность вопроса, это важно, так как хорошо иллюстрирует и то, что может происходить во время длительного консультирования (клиент может «не связывать» сиюминутную задачу со своим глобальным Запросом; «связывать» или нет — это уже субъективные нюансы каждого отдельного случая).

***Вопрос: «Как создать правильный имидж?»***

Прямые аналоги: «Как стать красивой?», «Как заработать много денег?», «Как изменить себя в лучшую сторону?» и т.п.

Вопросы-Отрицания не годятся для исследования, такие вопросы необходимо переформулировать. Не «Я больше не хочу быть таким-то...», но «Каким я хочу стать». Не «У меня неправильный имидж...», но «Как поменять старый имидж на новый?».

(Если в работе с Клиентом возникает ситуация решения «сиюминутной задачи», то вопрос по этой задаче должен быть сформулирован кратко, внятно и со знаком вопроса в конце предложения, то есть без привлечения третьих лиц и выставления условий «через запятую»)

Любой и каждый вопрос о «достигательстве», сформулированный, казалось бы, Верно и Логично, выполняет функцию Телеги, которую Клиент, хорошенько нагрузив, намерен Толкать перед собой. Посмотрим на схеме, как это выглядит:
изображение из вопроса
На поверхности вопрос «Как?». Если мы начнем разбирательство с этого вопроса, то будем заниматься примерно тем же, чем занимаются те, кто хочет выяснить «Как создать правильную машину времени?» или «Как создать то, не знаю что, но очень хочется?». Читаем: к одной Телеге прибавляем вторую.

(Допустим, мы как-то смогли выяснить Как, тогда дальше переходим к вопросу о Создании… Создании, опять же, Чего?..)

Чтобы избежать «кривизны» пути в «достигательстве», мы переворачиваем вопрос Вверх Ногами. Посмотрим на схеме, как это выглядит:

изображение из вопроса

Конечную (искомую) Цель переносим в Начало.

Определяем само Понятие Цели. Вопросы в помощь:

1. Как, если бы ты создавал свой личный словарь терминов, то какое определение дал бы термину Имидж (в целом)? Что такое Имидж (Вообще) в твоем понимании?

2. Для какой Цели тебе нужен Имидж? Где ты будешь его Предъявлять и для чего?(Записать)

3. Сравним твое определение Имиджа в Целом с Имиджем для твоей Цели. В чем различия и сходства этих Имиджей?

Это исследование поможет Клиенту осознать саму Цель и ее Суть, еще раз «отрефлексировать» Задачу, найти что-то Новое для себя, подтвердить/опровергнуть свои предположения и т.п. В том числе — этим исследованием мы плавно переходим в Правильность/Неправильность искомого Имиджа (вопросы 2 и 3 в контакте с более глобальным/базовым вопросом 1).

Следующий этап: Создать-Как. Вопросы в помощь:

1. Как ты хочешь Создать?

2. Как ты можешь Создать?

3. Как ты должен Создать?

(Не стоит «бояться» Можешьствования и Долженствования, оба фактора иногда могут быть определяющими и очень даже мотивирующими. В любом случае: как правило, разделение вопроса на три — Хочу/Могу/Должен — расширяет горизонты общего и частного Видения. Зачастую у Клиента случается «затык» именно на вопросе «Как ты Хочешь», и вопросы про Можешь/Должен помогут «затык» преодолеть)

На этом этапе Цель для Клиента становится более реальной, появляется ощущение Контроля над ситуацией, следовательно, Цель приближается и перестает быть Далёкой и Недостижимой.

В наилучшем случае исследование можно завершить Обычным Планированием:

1. К какому числу тебе нужен результат? Назови конкретную дату.

2. План про «Как». Конкретный план Делания, по датам.

3. По каким признакам ты узнаешь, что достиг результата? Ты достиг результата. По каким признакам ты сможешь утвердить: «Да, я достиг верного имиджа»?

В финале вновь переворачиваем схему, но уже обратно — с Головы на Ноги:

изображение из вопроса

План исследования кратко:

1. Формулируем краткий прямой Вопрос о Цели.

2. Переворачиваем Вопрос Верх Ногами.

3. Начинаем с определений Термина/Терминов в Целом и относительно Цели.

4. Составляем План Действий с определением Признаков достижения Цели.

5. Переворачиваем Вопрос Вниз Ногами.

Автор: Е.А.Нечаева, 09.12.2016 ©

Опубликовать в социальных сетях

Посмотреть всех экспертов из раздела Психология > Самопознание и развитие


Комментарии

Это теория менеджмента или попытка управления? Личность вообще в стороне? Для кого рекомендация?
12.12.16
Елена, спасибо!
так кратко и понятно, без воды
СПАСИБО!
14.12.16
Пользуйтесь нашим приложением Доступно на Google Play Загрузите в App Store