"Подрастающий" подросток - блог №2819520

Хочу коротко коснуться возрастной периодизации до возраста «подрастающего» подростка и предложить несколько рекомендаций по воспитанию.

Это важный период как для самих детей так и для родителей, просто уже потому, что об этом так принято считать). На самом деле в развитии и воспитании все периоды важные и каждый предыдущий накладывает отпечаток на каждый следующий (!):
0-1 год — формируется базовое доверие к миру, важно постоянное присутствие матери, тепло, любовь и забота, удовлетворение базовых потребностей в еде, заботе, комфортности и безопасности. Важным человеком является мать. Полное слияние ребенка с образом матери, именно поэтому любая разлука причиняет боль и страдание, не принимается ребенком и наносит психическую травму (длительная разлука), приводит к нарушению доверия кому-либо, чему-либо; чувство отверженности и брошенности, как следствие низкая самооценка, патологическое стремление быть любимым и нужным, желание изоляции, необщительность, внешняя холодность как стремление избежать контактов с окружающими.
С 1 года – происходит изучение мира, путем швыряния, ломания, разрушения, а также созидания и создания)), первые шаги, возможность управлять событиями в своей жизни, идти туда куда хочется, делать то, что хочется, важна поддержка ребенка в его начинании, забота без навязывания страха, иначе есть риск заглушить естественное любопытство и стремление к познаванию.
С 3 лет — появляется выражение «Я сам» как признак формирующейся самостоятельности и инициативы. Первые попытки отделиться от матери, понимание Я это Я, Ты это Ты. Половая идентификация.
С 6-7 лет – социальная сфера. Если благополучно пройдены предыдущие этапы и есть понимание что семья его надежный тыл (!), то ребенок смело шагает вперед, проявляет естественное любопытство к новому периоду своей жизни, новым знаниям, получает удовольствие от процесса учебы, от общения со сверстниками, от собственных достижений и навыков. Если же нет базового доверия к миру, или семья является потенциальным источником наказания и порицания, или нет безусловного принятия ребенка в семье, подавлена инициатива и самостоятельность, то ребенку трудно справиться с новыми обстоятельствами и обязательствами, это становится стрессовой ситуацией, приводящей к переутомлению, болезням, отсутствию интереса к учебе, замыканию в себе, отчужденности, агрессии…
С 11 лет – на смену родителям приходят сверстники, как источник социализации, обратной связи и информации. Ребенок меньше ориентируется на мнение родителей, желая проявлять самостоятельность и компетентность. Чаще происходят эпизодические вспышки агрессии в результате гормональных изменений. Происходят изменения в теле, в мыслях, поступках. Мальчикам приходится отказаться от ласки и нежности мамы, дабы не казаться слабым и мягким (стереотип), появляется избыток сексуальной энергии, который рекомендуется направлять в какой-либо вид деятельности (сублимация): спорт, танцы или др. контактные секции, желательно с противоположным полом, завести животное, которому подрастающий ребенок может подарить свою ласку и нежность, научиться заботиться и управлять процессом. В этот период, могут появляться мысли о будущей профессии, хобби и увлечения. Для девочек важно внимание папы, его оценка её внешности. Таким образом формируется самооценка женской привлекательности. Для мальчиков, важна оценка со стороны мамы его привлекательности и мужских качеств (умение достигать, «держать слово», защищать, брать ответственность, заботиться, проявлять уважение, трудолюбие, самостоятельность и т.д.). Папы передают мальчикам накопленный опыт и бытовые знания. А также отцы в обоих случаях формируют в ребенке успешность, целеустремленность и способность к достижению. В идеале, они являются «двигателем» процесса, подталкивают к деятельности и прорыву, конечно при этом важно быть примером определенного способа поведения, мамы, как правило, реже принимают такую задачу, любят ребенка безусловно, склонны щадить и ограждать его от тревоги. Поэтому так важно присутствие обоих родителей в воспитании, у каждого свои задачи и роли. Девочки берут пример с мамы, мальчики с папы, общие правила семейной жизни усваиваются как багаж для будущей собственной семейной жизни, усваиваются роли поведения, взаимодействия с партнером и с окружающим миром.

***Рекомендации по воспитанию «подрастающего» подростка:

  • Уважительно относиться к интересам и новым потребностям ребенка (музыка, хобби, литература и др.)

  • Не нарушать личных границ, больше доверять (не вторгаться в личное пространство если ребенок против, не читать переписки, не подслушивать и т.д.)

  • Не навязывать собственные интересы, прислушиваться к его мнению и желанию. Все советы давать в рамках рекомендаций, с правом выбора.

  • Передавать ребенку ответственность за свои поступки и результаты. В этом возрасте можно формировать самостоятельность и ответственное отношение к собственной жизни.

  • Прививать уважительное отношение к окружающим людям, в том числе противоположному полу. Просвещать на тему любви и взаимоотношений.

  • Формировать здоровую адекватную самооценку, поощрять достижения и помогать справляться с трудностями.

  • Будьте последовательны в своих требованиях к ребенку, не давайте одновременно несколько указаний, ребенок не в силах удержать во внимании всё (так же как и любой взрослый), это поможет избежать ненужной критики и наказания.

  • Требования к ребенку должны быть уместны времени, его занятости, обстановке и эмоциональному состоянию. Не нужно требовать убраться в комнате, если ребенок делает уроки, и т.п.

  • Прежде чем нападать на ребенка, стоит подумать, готовы ли вы в ответ получить воздвижение стены между вами, как защитной реакции… Как правило, если на человека кричать, то восприятие информации сводится к Нулю, поэтому если хотите что-то донести до ребенка – вначале успокойтесь сами!

Но, иногда видимые проблемы с ребенком могут являться скрытыми проблемами в супружеской жизни, но это уже совсем другая история..)

С наилучшими пожеланиями, психолог Устинова Г.Н. 18 февраля 2016г

Опубликовать в социальных сетях

Посмотреть всех экспертов из раздела Психология


Комментариев пока нет
Пользуйтесь нашим приложением Доступно на Google Play Загрузите в App Store