Аскетический подход в терапии зависимостей Опыт христианских аскетов может очень пригодиться в терапии зависимостей. Прежде всего, это подход,

который поможет отделить здоровую часть от патологической части личности.
В патологической части личности и гнездятся дурные привычки, пагубные страсти, и пр. излишества.

Что такое зависимость, вредная привычка, с аскетической точки зрения? Страсть. Степень несвободы — человеком с любой навязчивой вредной привычкой легче управлять извне, это уже готовый крючок. Это негативный внутренний фактор, препятствующий тому, чтобы человек становился собой и приближался к Творцу.

Дурные привычки как гора мусора. Разного рода излишества, прежде всего, засоряют внутренний мир. Человек становится сам для себя непрозрачен. Чем больше страстей и мелких страстишек, тем неприятней, больней и страшней человеку заглянуть внутрь себя, в свою душу. Тем труднее быть честным с самим собой. А значит, труднее узреть в себе Божий образ.

Страсть табакокурения и неумеренного пития алкогольных напитков, а, тем более — употребление наркотиков, перерастают в патологические зависимости, которые порабощают человека. Если страсть курения перевешивает все соображения о вреде здоровью, ощутимые и видимые негативные последствия для функционирования различных органов и для внешности, значит, человек уже не вполне принадлежит сам себе.Страсть им движет, а не его свободная воля.

Алкогольные напитки, хотя и не относятся к продуктам жизненной необходимости, но употребление их можно назвать данью традиции или частью культуры. Без хорошего вина, шампанского трудно представить себе праздник. Вино приносит радость, если, как говорят в народе, не превращаться в свинью. Вопрос о пользе хороших вин дискуссионный. Коньяки и др. изысканные алкогольные продукты способствуют утончённым эстетическим наслаждениям. Главное, чтобы для радости и удовольствия, и без излишеств.

А вот влияние табака и, тем более, наркотических средств на организм разрушительно. И это уже давно не предмет дискуссий. Эти вещества не только не представляют жизненной необходимости, а они — яды. И сами эффекты расслабления и комфорта, приятные ощущения в теле, которые наступают после курения табака — это адаптация организма к яду и стремление его вывести с помощью естественных защитных механизмов. Причём при первом употреблении табака реакция отторжения выражена резко. Обычно первую попытку вдыхания табачного дыма от сигареты сопровождает сильный кашель.

Когда лучше обратиться к каким-нибудь другим методам?

Ситуация с зависимостями чем-то напоминает финансовый баланс в личной экономике, или в более широком контексте. Если личные доходы значительно превышают расходы, то финансовая ситуация хороша. Человек себя чувствует обеспеченным, и у него даже появляются лишние деньги. А если сумма расходов, примерно равна сумме доходов; или расходы уже превышают доходы, то это напряжённая ситуация. Здесь есть о чём задуматься. Если и дальше ситуация будет развиваться в сторону снижения доходов и роста расходов или, тем более, убытков и долгов, человек рискует стать банкротом, прийти к финансовой катастрофе. Это справедливо как на индивидуальном уровне, так и в более широких масштабах.

С вредными привычками ситуация аналогичная. Пока курильщик находится под сильным воздействием социального гипноза, и сигареты для него — неотъемлемая часть «курительного транса», возможно, сработают какие-то другие методы терапии. Например, звуковые программы стимуляции альфа и тета-ритмов головного мозга, что эффективно также для лечения алкоголизма и наркомании. Или гипнотерапия у квалифицированного психолога, мастера эриксоновского гипноза. Но аскетический подход вряд ли сработает.

При каких условиях сработает аскетический подход?

Для искреннего христианина причастие к Христу — центральная нить его жизни. Важно то, что это не абстракция, а постепенное преображение души. Это и помогает, во-первых, провести разделительную черту между божественным образом себя и теневой стороной личности; и, во-вторых, отринуть те страсти, которые замутняют божий образ.

Если речь идёт о человеке нерелигиозном — например, у него может быть мечта. И ради этой мечты человек готов трудиться, приложить значительные усилия на большом отрезке времени. И ведь нужно хорошее здоровье для того, чтобы осуществить мечту. А ещё желательно и долголетие, чтобы реализованной мечтой максимально насладиться. При таких условиях и для неверующего (или пока ещё не верующего в Бога) человека сработает аскетический подход. По пути к мечте человек растёт сам и набирается сил. Это своего рода капитал. Когда этого капитала набирается много, сил уже достаточно, это и позволяет очиститься от нежелательного, в том числе, отторгнуть патологические потребности. Причём отторжение лишнего может произойти гораздо легче, чем кажется. Оно само отпадает за ненадобностью.

Вот чем хорош аскетический подход! Это естественный рост и преображение человека. Когда настоящая суть человека проявляется и набирает силу, всё лишнее отпадает само. И прибавляется радости жизни, и естественной силы.

Как часто бывает, лучшим оказывается не то, что, в первом приближении наиболее привлекательно. Не всё золото, что блестит — что можно сказать и об аскетике.
Опубликовать в социальных сетях

Рекомендуем личную консультацию

Афанасьева Ольга Михайловна

Решение реальных проблемы, а не видимость решения.
Посмотреть всех экспертов из раздела Религия > Христианство


Комментариев пока нет
Пользуйтесь нашим приложением Доступно на Google Play Загрузите в App Store